Трамвай в Асунсьоне просуществовал до 1997 года. Просуществовал – как городской транспорт, поскольку как памятник в центре города – один вагон трамвая я еще застал в 2007 году.
История асунсьонского трамвая насчитывает около 120 лет. Поначалу это были вагоны, которые тащили лошади. В России это называлось – конки. Потом появился электрический трамвай.
Интересно, что трамвайное дело в электрическом исполнении помогали тут ставить бельгийцы. Мне это интересно потому, что в родном Киеве первые электрические трамваи тоже запускались бельгийцами (Киев же имел первые электрические трамваи в тогдашней России!).
Память о бельгийцах в Киеве существовала еще буквально до самого последнего нашествия варваров – до начала третьего тысячелетия. Какие великолепные кованные чугунные винтовые лестницы, по которым последние годы торопливо бегали современные "менеджеры", хранило «в себе» трамвайное депо на Лукьяновке, построенное в те времена. Сейчас ведь все менеджеры? Как при советской власти - все были инженерами…
Так что - асунсьонский бельгийский трамвай – для меня еще одна духовная связь с Киевом из детства.
Использовался асунсьонский трамвай и в качестве катафалка. Это описано в книге М.Д. Каратеева-Карачевского. К трамваю, идущему в тогдашний «за город», в район кладбища Реколета, прицеплялась специальная платформа, на которую ставился гроб и рядом оставались места для родственников…
Последняя модель трамвая была родом из 50-х и тоже бельгийской. Недостаток финансирования, а скорее извечная парагвайская неспособность планировать и видеть перспективу, трамвай доконали и он умер. Медные провода, трансформаторные подстанции и прочие полезности, государственная энергораспределяющая компания ANDE быстренько использовала для затыкания своих дырок… Рельсы кое где по городу сохранились по сегодняшний день.
Старый вагон постоял памятником в центре на Плаза Уругвайя и был спрятан в какой-то склад с кучами мусора.
Еще в 2006 из Бельгии приезжала группа специалистов, которые оценивали идею возрождения асунсьонского трамвая. Тогда планировалось, что Бельгия передаст Асунсьону 24 единицы трамваев бывших в употреблении, но обслуженных и в хорошем состоянии.
К сожалению, оценив на месте результаты управления трамвайным хозяйством национальными кадрами, бельгийцы сделали вывод, что начинать все нужно с нуля и требуются значительные инвестиции.
Это сейчас, когда жизнь дорожает, а своего топлива в Парагвае как не было, так и нет - «мудрецы» вспомнили, что в начале 90-х проезд в стареньком трамвае стоил 20 гуарани, а в городском автобусе-коллективо тогда же 50 – 60 гуарани.
Вспомнили, что в стране огромное количество дешевой и своей электроэнергии, «увидели», что европейцы сохранили у себя «отжившие» якобы как транспорт трамваи и, модернизировав их – превратили в современный, комфортабельный, экологически чистый и дешевый городской транспорт.
Ой, говорят, давайте будем что-то думать… Давайте возрождать…
Мне же думается, что не в трамвае дело. С национальной чертой отсутствия способности к планированию и прослеживанию причинно-следственных связей и существующей ныне политикой делать ставку на национальные кадры – эту задачу не осилить. Конечно, инвестиции можно получить, освоить и даже трамвай пустить… Но! Надолго ли и в кайф ли?
В стране, которая до сих пор не поняла необходимости введения не только Правил дорожного движения, но и единых для всей страны этих правил?
Ведь для запуска трамвая и для того, чтобы он приносил выгоду и пользу, нужно прежде всего исследовать пассажиропотоки в столице и смоделировать их на будущее. Нужно изучить транспортные потоки существующие, смоделировать их на будущее и потом спроектировать организацию дорожного движения в городе с учетом не только будущего трамвая, но и растущего автомобильного парка, плотности застройки и населения. Составить проекты реконструкции улиц и кварталов, выкупить, где нужно собственность, переложить городские сети… Кому из парагвайцев это сейчас под силу?
Можно ли это сделать, если никто в стране не только не знает правил проезда перекрестков с трамвайным движением, но и правила проезда перекрестков вообще знают по устному преданию? Нет таких единых для страны.
В общем, вы поняли, - непочатый край работы!
Оказалось, что к теме асунсьонского трамвая обращались и более серьезные авторы, чем я. Недавно, совершенно случайно, обнаружил в интернете сайт об электрическом транспорте Латинской Америки http://www.tramz.com/ , на котором есть очень интересная статья о трамвае в Парагвае.
Автору удалось описать не только интересные подробности и историю, но также снабдить статью совершенно уникальными историческими фото.
Эх, не тот теперь Миргород, Хорол-речка не та! Нет асунсьонского трамвайчика, постукивавшего, позванивавшего, поскрипывающего по зелено-тенистым, в россыпях цветов, улочкам или пробиравшегося в каменноасфальтовых шхерах Микроцетро - старого города.
Как ни крути, а трамвай - городская культура. Победил автобус - олицетворение "села в городе"...
Немає коментарів:
Дописати коментар
Примітка: лише член цього блогу може опублікувати коментар.