“Нынешняя жизнь сложилась так, что у среднего, нормального гражданина нет времени глазеть и на что-либо засматриваться — он всегда занят. А когда не занят, в лучшем случае читает, ходит в театр, занимается спортом, в худшем — смотрит телевизор, поучает детей, как надо жить, или пьёт. Конечно же, быть зевакой, то есть, на его взгляд, быть бездельником, у него нет времени, да и охоты, и поэтому зевак он презирает. Я же не только не презираю, но защищаю и утверждаю, что зевакой быть надо, то есть быть человеком, который, как сказал Гаршин, «не пропустит интересного зрелища». А интересное зрелище вовсе не слон, которого водят по улице (его можно увидеть и в зоопарке, и рассматривание его там почему-то не считается «зевачеством»), — интересное разбросано буквально на каждом шагу, оно у нас под ногами, пред глазами, над головой, но мы его просто не замечаем. Не замечаем потому, видите ли, что мы люди дела, люди занятые и на пустяки терять время не хотим. Поэтому мы не знаем, как выглядит фасад дома, в котором мы живём, что изображено на барельефе над правым входом в МХАТ или стенах Казанского вокзала. А ведь сделано это для вас, серьёзные, занятые люди, именно для вас, и именно для вас я, зевака, и написал эти записки.» Виктор Платонович Некрасов «Записки зеваки»

понеділок, 18 квітня 2011 р.

АСУНСЬОНСКИЙ ТРАМВАЙ

          Трамвай в Асунсьоне просуществовал до 1997 года. Просуществовал – как городской транспорт, поскольку как памятник в центре города – один вагон трамвая я еще застал в 2007 году.
          История асунсьонского трамвая насчитывает около 120 лет. Поначалу это были вагоны, которые тащили лошади. В России это называлось – конки. Потом появился электрический трамвай.
          Интересно, что трамвайное дело в электрическом исполнении помогали тут ставить бельгийцы. Мне это интересно потому, что в родном Киеве первые электрические трамваи тоже запускались бельгийцами (Киев же имел первые электрические трамваи в тогдашней России!).
          Память о бельгийцах в Киеве существовала еще буквально до самого последнего нашествия варваров – до начала третьего тысячелетия. Какие великолепные кованные чугунные винтовые лестницы, по которым последние годы торопливо бегали современные "менеджеры", хранило «в себе» трамвайное депо на Лукьяновке, построенное в те времена. Сейчас ведь все менеджеры? Как при советской власти - все были инженерами…
          Так что - асунсьонский бельгийский трамвай – для меня еще одна духовная связь с Киевом из детства.
          Использовался асунсьонский трамвай и в качестве катафалка. Это описано в книге М.Д. Каратеева-Карачевского. К трамваю, идущему в тогдашний «за город», в район кладбища Реколета, прицеплялась специальная платформа, на которую ставился гроб и рядом оставались места для родственников…
          Последняя модель трамвая была родом из 50-х и тоже бельгийской. Недостаток финансирования, а скорее извечная парагвайская неспособность планировать и видеть перспективу, трамвай доконали и он умер. Медные провода, трансформаторные подстанции и прочие полезности, государственная энергораспределяющая компания ANDE быстренько использовала для затыкания своих дырок… Рельсы кое где по городу сохранились по сегодняшний день.
          Старый вагон постоял памятником в центре на Плаза Уругвайя и был спрятан в какой-то склад с кучами мусора.
          Еще в 2006 из Бельгии приезжала группа специалистов, которые оценивали идею возрождения асунсьонского трамвая. Тогда планировалось, что Бельгия передаст Асунсьону 24 единицы трамваев бывших в употреблении, но обслуженных и в хорошем состоянии.
          К сожалению, оценив на месте результаты управления трамвайным хозяйством национальными кадрами, бельгийцы сделали вывод, что начинать все нужно с нуля и требуются значительные инвестиции.
Это сейчас, когда жизнь дорожает, а своего топлива в Парагвае как не было, так и нет - «мудрецы» вспомнили, что в начале 90-х проезд в стареньком трамвае стоил 20 гуарани, а в городском автобусе-коллективо тогда же 50 – 60 гуарани.
          Вспомнили, что в стране огромное количество дешевой и своей электроэнергии, «увидели», что европейцы сохранили у себя «отжившие» якобы как транспорт трамваи и, модернизировав их – превратили в современный, комфортабельный, экологически чистый и дешевый городской транспорт.
          Ой, говорят, давайте будем что-то думать… Давайте возрождать…
          Мне же думается, что не в трамвае дело. С национальной чертой отсутствия способности к планированию и прослеживанию причинно-следственных связей и существующей ныне политикой делать ставку на национальные кадры – эту задачу не осилить. Конечно, инвестиции можно получить, освоить и даже трамвай пустить… Но! Надолго ли и в кайф ли?
          В стране, которая до сих пор не поняла необходимости введения не только Правил дорожного движения, но и единых для всей страны этих правил?
          Ведь для запуска трамвая и для того, чтобы он приносил выгоду и пользу, нужно прежде всего исследовать пассажиропотоки в столице и смоделировать их на будущее. Нужно изучить транспортные потоки существующие, смоделировать их на будущее и потом спроектировать организацию дорожного движения в городе с учетом не только будущего трамвая, но и растущего автомобильного парка, плотности застройки и населения. Составить проекты реконструкции улиц и кварталов, выкупить, где нужно собственность, переложить городские сети… Кому из парагвайцев это сейчас под силу?
          Можно ли это сделать, если никто в стране не только не знает правил проезда перекрестков с трамвайным движением, но и правила проезда перекрестков вообще знают по устному преданию? Нет таких единых для страны.
          В общем, вы поняли, - непочатый край работы!








          Оказалось,  что  к  теме  асунсьонского  трамвая  обращались  и  более  серьезные  авторы,  чем  я.  Недавно,  совершенно  случайно,  обнаружил  в  интернете  сайт  об  электрическом  транспорте  Латинской  Америки  http://www.tramz.com/ ,  на  котором  есть  очень  интересная  статья  о  трамвае  в  Парагвае.  
          Автору  удалось  описать  не  только  интересные  подробности  и  историю,  но  также  снабдить  статью  совершенно  уникальными  историческими  фото.









          Эх, не тот теперь Миргород, Хорол-речка не та! Нет асунсьонского трамвайчика, постукивавшего, позванивавшего, поскрипывающего по зелено-тенистым, в россыпях цветов, улочкам или пробиравшегося в каменноасфальтовых шхерах Микроцетро - старого города.
          Как ни крути, а трамвай - городская культура. Победил автобус - олицетворение "села в городе"...

Немає коментарів:

Дописати коментар

Примітка: лише член цього блогу може опублікувати коментар.