“Нынешняя жизнь сложилась так, что у среднего, нормального гражданина нет времени глазеть и на что-либо засматриваться — он всегда занят. А когда не занят, в лучшем случае читает, ходит в театр, занимается спортом, в худшем — смотрит телевизор, поучает детей, как надо жить, или пьёт. Конечно же, быть зевакой, то есть, на его взгляд, быть бездельником, у него нет времени, да и охоты, и поэтому зевак он презирает. Я же не только не презираю, но защищаю и утверждаю, что зевакой быть надо, то есть быть человеком, который, как сказал Гаршин, «не пропустит интересного зрелища». А интересное зрелище вовсе не слон, которого водят по улице (его можно увидеть и в зоопарке, и рассматривание его там почему-то не считается «зевачеством»), — интересное разбросано буквально на каждом шагу, оно у нас под ногами, пред глазами, над головой, но мы его просто не замечаем. Не замечаем потому, видите ли, что мы люди дела, люди занятые и на пустяки терять время не хотим. Поэтому мы не знаем, как выглядит фасад дома, в котором мы живём, что изображено на барельефе над правым входом в МХАТ или стенах Казанского вокзала. А ведь сделано это для вас, серьёзные, занятые люди, именно для вас, и именно для вас я, зевака, и написал эти записки.» Виктор Платонович Некрасов «Записки зеваки»

понеділок, 23 червня 2014 р.

Праздник парагвайских славян


          В прошедшие выходные в городке КоронЭль БогАдо, провинция ИтапуA в девятый уже раз прошло, ставшее традиционным, празднование  Фестиваля традиций и культурного обмена, проводимое Ассоциацией славян-иммигрантов Парагвая и их потомков (AIDE).


          В Ассоциацию AIDE входят представители основных славянских национальностей Парагвая: белорусов, болгар, поляков, русских, словаков, украинцев, чехов и югославов (югославов в Парагвае еще не очень научились делить по принадлежности к новым независимым государствам). Ясное дело, что между славянами, да еще и осколкам бывших империй, четко провести границу невозможно. Я уже писал раньше, что у меня есть знакомые, приехавшие в Парагвай с территории Польши, но считающие себя украинцами, сохранившие в семьях украинский язык, приехавшие из-под Витебска, но тоже считающие себя украинцами или семьи с украинскими фамилиями, родом из Николаевской, Запорожской областей Украины, а считающие себя русскими… Многочисленно в Парагвае и религиозное движение меннонитов. Все они «меннониты», но среди них густо замешаны бывшие российские и украинские немцы, поляки, украинцы…
          Тем более трудно разобраться во всем этом парагвайцам. Да и зачем? Парагвайцы очень толерантны к иностранцам и у них практически начисто отсутствуют ксенофобские настроения по типу «понаехали», имеющие место быть в той же Аргентине, например. Хотя, справедливости ради, нужно отметить, что «славянская диаспора» Аргентины – одна из самых многочисленных в Южной Америке, имеет свои славные традиции и органично вписалась в жизнь страны.
          Парагвайцы знают, что есть, например, «русос» и «укранианос» и что это совсем не одно и то же. Знают. Но детали их не интересуют (как и многое другое в этом мире!). Например, они не идентифицируют, как частенько пытаемся мы, человека по национальному признаку, ориентируясь на фамилию. Для нас какой-нибудь Шарафутдинов из российского посольства – однозначно «нерусский», а для парагвайцев – «русо» или известного Абрамовича взять… Славяне Парагвая знают, что фамилия крупных парагвайских промышленников и банкиров Тросюк – украинская, а парагвайцы удивляются – «эн сэрио?!» неужели не парагвайцы?!
          Итак – фестиваль. Парагвайцы пишут в газетах, что это праздник «музыки, культуры и вкуса»:
(имеется в виду вкусовых качеств разнообразной диковинной пищи).
          Особо отмечают голубцы и вареники - "golubtsis (unos arrollados de repollo, rellenos con arroz y carne de cerdo), varenky (una pasta con forma similar a las empanadas que se rellenan con ricota o papas), ambos platos típicos de Ucrania».


          Конкурс красоты, танцы фольклорных коллективов… Разноцветие красок, необычных для Парагвая костюмов и танцевальных приемов – вы представьте только один гопак под этим тропическим небом?


          Конечно, парагвайцы «путаются» где какая национальность и газета посчитала нужным «подсказать», что украинские девушки обычно вплетают себе венки из цветов в волосы: «En el caso de las ucranianas, las niñas siempre llevan flores en el pelo».


          Сейчас Ассоциация владеет землей в Коронель Богадо – 7 гектаров, 5,5 из которых подарены Ассоциации потомками Ивана Швайка – украинского переселенца из нынешней территории Беларуси. В городе есть и Площадь Славян, на которой развеваются флаги государств-прародин нынешних парагвайских славян.


          Нынешний «патриарх» семьи Швайко – 84-летний Хорхе Швайко (Jorge Szwako) приехал в Парагвай 7-ми летним мальчонкой с родителями.


          Приехали за «своей землей». Первые славянские эмигранты в Парагвае появились в период между 20-м и 30-м годом прошлого столетия. Дон Хорхе хорошо помнит, как было тяжело поначалу. Несколько семей поселилось в одном, купленном в складчину, доме. Тяжело работали на практически девственной земле… Ничего, выстояли! Вырастили и вывели в люди многочисленное потомство, превратили эту землю в райский сельскохозяйственный уголок. Поистине верно украинское: нашого цвіту по усьому світу!


Немає коментарів:

Дописати коментар

Примітка: лише член цього блогу може опублікувати коментар.