Давно уже собираюсь написать объективную песнь этому единственному представителю общественного транспорта в стране. «Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть…» - да какой с меня Николай Васильевич или хотя бы его пасечник (тьху, на тебя, нечистая сила – не мессия украинский, хоч и рябый!) Рудый Панько? Так, рассказываю байки по старости: их бы внукам, а я – в интернет.
Итак – о коллективо.
Для начала, - процитирую самого себя из блога за ранние годы. «Наиболее опасным объектом улиц Асунсьона является все же «коллективо» - автобус. Это ревущее чудо мало считается с другими участниками движения, царапин (своих и чужих) не боится и «не обращает на них внимания». Да, конечно, когда я приехал в Парагвай, то все представители славной семьи парагвайских автобусов представляли собой старинный вариант бразильской сборки Мерседесов или просто «самопал» на той же, бразильской сборки, мерседесовской ходовой от грузовиков позавчерашнего поколения.
Прошли годы и автобусный парк практически полностью обновился. Совсем старые «шарпаки» переехали служить в пригород и провинцию, а в столице стали ездить обновленные бусы: большей частью той же бразильской сборки, но есть уже и китайцы и даже с кондиционерами. Бразильский же «новый вариант» все равно напоминает Икарус – 260 и есть, как вы понимаете, позавчерашний день.
Проезд в автобусе почти повсеместно (Асунсьон и пригороды) стоит 2300 гуарани, что при сегодняшнем курсе доллара 5670/5820 гуарани за один доллар есть приблизительно 40 североамериканских центов.
Еще раз отмечу, что автобус – единственный общественный транспорт Парагвая и многие добираются на работу в столицу на двух автобусах. Два туда, два назад и получается… Не маленькие – сами умножите. И не забывайте, что Парагвай страна очень бедная. А люди платят! И я что-то не слышал, чтобы были возмущения по вопросу цены. Однако нужно отметить, что стоимость проезда – постоянна, независимо от его длины. Огромное количество маршрутов едут из пригорода, пересекают столицу полностью и заканчивают маршрут в другом пригородном городишке с противоположного края столицы. Все равно – цена на маршруте одна и она общая для всех маршрутов.Повышения цен, которое пытаются протолкнуть через власти, владельцы автобусных компаний – люди не хотят, но по существующим – вполне довольны. Новые маршрутные автобусы с кондиционерами, запущенные на линию в этом году, имеют стоимость проезда 3400 гуарани. Пока есть право выбора на чем ехать.
Все эти маршрутные автобусы, несмотря на размеры, работают в столице и пригородах в режиме маршрутки. То есть, несмотря на наличие официальных и даже оборудованных остановок (не везде), водитель останавливает свой бус по желанию «клиента» как на вход, так и на выход. Если с режимом «на посадку» все более или менее ясно – махнул рукой с тротуара и автобус тебя подхватил, то с выходом в нужном месте у парагвайцев есть своя фишка. Вдоль всего салона по потолку до самых задних дверей протянута в петельках веревка – обычный бельевой шпагат. Веревочка соединена со звонком у водителя, а иногда и с лампой у него перед глазами (за ревом буса не всегда слыхать звонок). Потянул за веревочку, водитель услышал и притормозил – открыл заднюю дверь.
Теперь, плавно переходим к самой системе посадки и высадки пассажиров – порядку, так сказать. Заходить в автобус принято только через передние двери. Тут вы даете сразу водителю деньги, получаете немедленно обязательный билетик, сдачу
и проходите через вращающийся турникет (трещотку) в салон.
Турникет имеет внутри кроме трещотки еще и механический счетчик и вероятно, по замыслу служит для контроля над кассой водителя.
Все заходящие, заскакивающие чуть ли не на ходу в автобус уличные торговцы напитками или снедью, простыми товарами, по соглашению водителя проходят в салон для торговли «вне» трещотки, пролезая со своими корзинами под ней.
На выходе тоже стоит трещотка, которая подсчитывает выходящих.
Для школьников и студентов есть льготы, но я не знаю точно какие именно и описывать не берусь.
Никакой парагваец не может существовать без пития терере или (когда холодно) – мате. Следовательно, рабочее место водителя автобуса оборудовано стойкой в которой закреплен термос с ледяной водой, настояной на разных толченых травках и гуампой сбоку.
По маршруту всегда есть общественные теререйни и очень часто видишь, как водитель притормаживает, подает в окно опустошенный термос подбежавшему теререйщику и тот «заправит» его нужным составом и подаст в окно, когда водитель будет ехать обратно…
Микрофонов у водителей нет и никто ничего не объявляет.
Ну, где-то так, малята – такой вот парагвайский колективо.
Что они исполняют на улицах это нельзя представить – нужно видеть.
Немає коментарів:
Дописати коментар
Примітка: лише член цього блогу може опублікувати коментар.