“Нынешняя жизнь сложилась так, что у среднего, нормального гражданина нет времени глазеть и на что-либо засматриваться — он всегда занят. А когда не занят, в лучшем случае читает, ходит в театр, занимается спортом, в худшем — смотрит телевизор, поучает детей, как надо жить, или пьёт. Конечно же, быть зевакой, то есть, на его взгляд, быть бездельником, у него нет времени, да и охоты, и поэтому зевак он презирает. Я же не только не презираю, но защищаю и утверждаю, что зевакой быть надо, то есть быть человеком, который, как сказал Гаршин, «не пропустит интересного зрелища». А интересное зрелище вовсе не слон, которого водят по улице (его можно увидеть и в зоопарке, и рассматривание его там почему-то не считается «зевачеством»), — интересное разбросано буквально на каждом шагу, оно у нас под ногами, пред глазами, над головой, но мы его просто не замечаем. Не замечаем потому, видите ли, что мы люди дела, люди занятые и на пустяки терять время не хотим. Поэтому мы не знаем, как выглядит фасад дома, в котором мы живём, что изображено на барельефе над правым входом в МХАТ или стенах Казанского вокзала. А ведь сделано это для вас, серьёзные, занятые люди, именно для вас, и именно для вас я, зевака, и написал эти записки.» Виктор Платонович Некрасов «Записки зеваки»

неділю, 21 серпня 2016 р.

Фикус украниано

          Так уж получилось, что я с большой симпатией отношусь к фикусам эластика. Да и по жизни они меня сопровождали в самых различных местах начиная с самого первого, достаточно чахлого, что рос в комнате у старенькой двоюродной прабабушки в моем детстве. Потом в моей жизни были и другие, причем в самых разных местах. Я с ними дружил как-то.
          Помню, как подростком, я впервые был поражен, что такой "домашний" фикус может, оказывается вымахать в дерево ростом с хорошую яблоню, если попадет в хорошее место - это было в киевском зоопарке в новом, открывшемся в 1966 году, павильоне птиц, где создали кусочек тропического леса...



          Ну и полное откровение были фикусы парагвайские: сначала на фото в немецком путеводителе по Парагваю, что купила мне сестра в 1996 в своей Вене, а уж потом и наяву в первый приезд.



          Я и по сегодняшний день тролю изредка знакомых, демонстрируя им фоты до какого размера может вырасти комнатный фикус в свободной стране...



          А уж как в свое время боролась советская власть с этими фикусами. Бичевала публично и критиковала нещадно, как символ "мещанства", что подразумевало собой целую доктрину: в бараке или общежитии советский человек фикус не заведет; стремление к вазону с фикусом в своей жизни говорило о желании замкнуться в своей уютной квартирке и проигнорировать бурление соцреализма и каких-нибудь социалистических же свершений, без активного в них участия.




          А ведь растение очень удобное, что для квартиры или офиса, что для открытого грунта (где климат позволяет). Большие и ровные, жесткие зеленые листья, с которых очень просто вытирать комнатную пыть, неприхотливость, а для тропиков - круглогодичная прекрасная тень.



          В общем, заскучал я с годами, прожитыми в Парагвае, о своем фикусе, но когда настроился - оказалось, что не тут-то было - не найти саженец. Эти деревья и так завезли сюда иностранцы: парагвайцы не утруждают себя ни садоводством плодовым, ни растениеводством. Не говоря уж о селекции, разведении, науке какой... Хлопотно и незачем - и так растет все, что Бог дал. А тут еще какой-то нехороший человек кинул идею, что дерево это вредное: не только растет до больших размеров и нужно хлопотать с обрезкой, но и выводит (!) смертельно опасных для человека гусениц... А вы думали, что только в Украине могут лысенки рождаться? Так и сказанул "биолог"-самоучка: дерево рождает гусениц... В общем, особо ретивые даже начали кое-где рубить старые фикусы, хоть и бросили быстро это дело: тяжко да и разъяснений не поступило какой именно фикус смертельно опасен, а их здесь самых разных... Тем не менее в питомниках местных - виверо, фикуса гомеро теперь не найти по стране (бенджамира или лира - сколько хошь) и мечта моя мещанская оказалась под угрозой. Решил я сам себе саженец сделать и нарезал черенков со старого фикуса. Тоже - неудача. Пока даже не выяснил почему. То, что в Украине совершенно не представляет труда и на поставленном в воду черенке появляются через месяц корни, здесь оказалось очень проблематичным... Первые два "захода" с черенками оказались безуспешными - все пропало не пустив корни. Сейчас у меня стоят третьего "набора" черенки, которые после 40 дней в воде с ферментом и под пакетом только только дали бугорки миллиметровые на месте, откуда возможно пойдут корни...
          В общем, пошел я альтернативным путем и вчера стал счастливым обладателем двух саженцев фикуса эластика Тинеке из голландского питомника. А это уже отдельная история, которая обязательно должна быть описана и увековечена.
          Саженцев фикусов эластика самых сермяжных тут нет. Какие уж тут другие селекционные сорта! Их нет вообще на южноамериканском континенте! Может и знает кто продвинутый, но - нет. Баста!
          Дело в том, что столь популярный в нынешней Европе и Северной Америке фикус эластика Тинеке, 





известный в мире уже более 100 лет, не попадает сюда вероятно потому, что все их прекрасные питомники сюда растений не отсылают... Может закон какой, может еще что...
         Это я вас плавно подвожу к осознанию того, что читаете вы сейчас заметки человека, который первый завез на континент фикус Тинеке и пошел для этого даже на некоторые нарушения. Чем (и фикусами и нарушениями), в общем-то и горжусь. Ибо не просто было, уж поверьте организовать такое путешествие растений: из голландского питомника - в Украину и из нее самолетом в Бразилию и далее автобусом в Парагвай. Без хороших людей тут бы не обошелся и я им бесконечно благодарен. Нужно было доставить прекрасные заказанные экземпляры в оговоренный адрес в Киеве и с этим прекрасно справился интернет-магазин "Флора-Лайф", нужно было упаковать с любовью и пониманием для тайной и неблизкой перевозки в багаже и нужно было протащить этот "запрет" через границы и бдительные службы. Справились и я благодарен всем участвовавшим. Последние километров 400 фикусы проехали в междугороднем парагвайском автобусе "Рэд Гуарани" и мне очень понравился непопарагвайски пунктуальный водитель, который позвонил мне заранее и предупредил, что прибывают они минут на 20 пораньше, назвал перрон и вообще был очень корректен при передаче. 



          Парагвайцы такого фикуса в глаза не видели и те немногие, которым я уже похвастался пока только фотой восторженно цокают языком и заявляют - "красота", "откуда?!". Тут я и выкладываю свой главный козырь и говорю, что это фикус "украиниано" и прибыл он прямиком из Украины (в общем, в последнем я и не вру практически). Что же до названия "украниано", то если парагвайцы окрестили мою мадагаскарскую пальму путешественников (Равенала Мадагаскарена) - украинским бананом, то они охотно верят, что перед ними натуральнейший украинский фикус. Верят и другим будут рассказывать. 
          Так и живем. 



Немає коментарів:

Дописати коментар

Примітка: лише член цього блогу може опублікувати коментар.