“Нынешняя жизнь сложилась так, что у среднего, нормального гражданина нет времени глазеть и на что-либо засматриваться — он всегда занят. А когда не занят, в лучшем случае читает, ходит в театр, занимается спортом, в худшем — смотрит телевизор, поучает детей, как надо жить, или пьёт. Конечно же, быть зевакой, то есть, на его взгляд, быть бездельником, у него нет времени, да и охоты, и поэтому зевак он презирает. Я же не только не презираю, но защищаю и утверждаю, что зевакой быть надо, то есть быть человеком, который, как сказал Гаршин, «не пропустит интересного зрелища». А интересное зрелище вовсе не слон, которого водят по улице (его можно увидеть и в зоопарке, и рассматривание его там почему-то не считается «зевачеством»), — интересное разбросано буквально на каждом шагу, оно у нас под ногами, пред глазами, над головой, но мы его просто не замечаем. Не замечаем потому, видите ли, что мы люди дела, люди занятые и на пустяки терять время не хотим. Поэтому мы не знаем, как выглядит фасад дома, в котором мы живём, что изображено на барельефе над правым входом в МХАТ или стенах Казанского вокзала. А ведь сделано это для вас, серьёзные, занятые люди, именно для вас, и именно для вас я, зевака, и написал эти записки.» Виктор Платонович Некрасов «Записки зеваки»

середа, 8 лютого 2012 р.

Сваи Страуса

          Один из руководителей парагвайской строительной компании поделился со мной проблемой – ищут специалиста, инженера строителя, который знал бы работы с железобетоном и, в частности, методику изготовления железобетонных свай системы Страуса. Попутно, как бы невзначай спросил меня: знаю ли я такие сваи?


          Тут нужно сделать лирическое отступление, дабы понять ситуацию.
          Парагвай сейчас, последние годы, переживает строительный бум. Гораздо больше стало строиться промышленных и офисных зданий и частенько строятся они самыми современными методами.
          Нельзя сказать, что цементобетон – материал  новый  для  Парагвая. Тут его знают давно, однако сейчас, он обрел как-бы вторую жизнь и стал наступать широким фронтом.
          Парагвайские инженеры, особенно получившие образование в Парагвае, открывая для себя широкое применение железобетона, иногда наивно полагают, что то, что есть новинкой для них – есть новинка и для всех. То есть, используя мировой опыт, они и представить себе часто не могут, как давно это все изобретено и где именно. Хотя, справедливости ради сказать нужно, что парагвайские специалисты помнят, что у истоков строительного дела в Парагвае, стояли русские. Имеется в виду то, что организаторами и первыми преподавателями на строительном факультете Асунсьонского университета были русские инженеры, «белые русские» – эмигрировавшие сюда из-за Октябрьского переворота и последующего гегемонизма пролетариата. В министерстве общественных работ Парагвая какие-то очень немалые годы даже официальный язык техдокументации был русским.
          Так вот, прочувствуйте, спрашивают меня, инженера строителя, урожденного киевлянина о сваях Страуса. Я даже подумал, что подвох какой, поначалу… А потом, начав рассказывать, увидел, что открываю неизвестное для парагвайского инженера и эта информация его по хорошему удивила. 
          Антон Эмильевич Страус, изобретатель методики заливки свай, которая известна теперь во всем мире, жил, учился и работал в Киеве и был русским горным инженером. Именно в Киеве в 1899 году он впервые испробовал свои сваи, на которые потом получил патент в США.
          Именно на сваях А.Э. Страуса стоят нынешние киевские знаменитости: костел Св. Николая и Дом с химерами, которые показывают всем туристам. 





          Антон Эмильевич был партнером и другом Владислава Владиславовича Городецкого – знаменитого архитектора, путешественника и просто уникального человека. Именно проекты В.В. Городецкого «ставил» на свои сваи А. Э. Страус. Антон Эмильевич был одним из первых организаторов электрификации Киева, имел контору по строительству артезианских скважин, колодцев…
          А еще, именно стараниями А. Э. Страуса, представлявшего Киевский коммерческий банк, Советский Союз, а ныне Казахстан имеют Экибазстузский угольный бассейн.


          Таким вот интересным образом тронула меня киевская старина в далеком Парагвае.
          Улица имени В.В. Городецкого есть в самом центре Киева (бывшая Карла Маркса), а вот Антон Эмильевич Страус сгинул в котле революции и судьба его неизвестна. Нет улицы в его честь, нет даже таблички. Нет наверное уже  и преподавателей, рассказавших бы будущим украинским инженерам строителям о славе их предшественников. 










Немає коментарів:

Дописати коментар

Примітка: лише член цього блогу може опублікувати коментар.