“Нынешняя жизнь сложилась так, что у среднего, нормального гражданина нет времени глазеть и на что-либо засматриваться — он всегда занят. А когда не занят, в лучшем случае читает, ходит в театр, занимается спортом, в худшем — смотрит телевизор, поучает детей, как надо жить, или пьёт. Конечно же, быть зевакой, то есть, на его взгляд, быть бездельником, у него нет времени, да и охоты, и поэтому зевак он презирает. Я же не только не презираю, но защищаю и утверждаю, что зевакой быть надо, то есть быть человеком, который, как сказал Гаршин, «не пропустит интересного зрелища». А интересное зрелище вовсе не слон, которого водят по улице (его можно увидеть и в зоопарке, и рассматривание его там почему-то не считается «зевачеством»), — интересное разбросано буквально на каждом шагу, оно у нас под ногами, пред глазами, над головой, но мы его просто не замечаем. Не замечаем потому, видите ли, что мы люди дела, люди занятые и на пустяки терять время не хотим. Поэтому мы не знаем, как выглядит фасад дома, в котором мы живём, что изображено на барельефе над правым входом в МХАТ или стенах Казанского вокзала. А ведь сделано это для вас, серьёзные, занятые люди, именно для вас, и именно для вас я, зевака, и написал эти записки.» Виктор Платонович Некрасов «Записки зеваки»

неділю, 25 грудня 2011 р.

МАНГО

          Сейчас у нас в Парагвае – сезон манго. Плоды созревают в декабре-январе. Весь Асунсьон усыпан манго.
          Расскажу-ка я вам об этом поподробнее, поскольку европейцы, североамериканцы, например, совсем не так относятся к этому плоду и услышав слово «манго» выстраивают какие-то совершенно непарагвайские ассоциации.
          Начну с того, что манго – дерево весьма и весьма распространенное в Парагвае. Почти в каждом дворе в сельской местности есть одно – три дерева, а в столице – сохранились или на старых участках, или на улицах.
          Во-первых, манго – дерево тенистое и вечнозеленое, а такое свойство в тропиках ценится. Кроме этого, оно неприхотливо и растет «само по себе». Во-вторых, - конечно же плоды. Можно есть просто так, а можно делать варенье или использовать в выпечке, изготавливать сок и мороженое.

          Правда, с плодами не все симпатично, почему и не очень жалуют манго хозяева новых домовладений: плоды могут весьма больно стукнуть по голове, а уж припаркованную машину точно помнут.

          А вообще, парагвайцы совершенно безалаберно относятся к плодам и не утруждают себя особо их сбором. В период созревания все дороги и тротуары усыпаны спелыми плодами и только изредка проходящий абориген подберет понравившееся ему лакомство.

          Мне лично ситуация очень напоминает киевские каштаны моего детства. Я вырос в довоенном доме, тенистый двор которого был засажен большими каштанами. Да и в соседних дворах и на улицах каштанов было море. Когда они начинали созревать и падать, колючие шары трескались и расбрасывали свои коричневые плоды во все стороны и никуда казалось не деться от их изобилия.


          Трамваи давили их на рельсах (запомнился трамвайный знак – «Обэрэжно юзОвка!»,
автомобили – на асфальте, пионеры собирали для чего-то там полезного, дворники сгребали в огромные кучи, а хозяйки уверяли себя, что каштаны в шкафу сберегут одежду от моли… Все равно, никакими усилиями «сборщиков» кучи на улицах не исчезали и можно было только переждать этот обильный урожай.
          Манго, на асунсьонских улицах тоже давят автомобили, они гниют в кучах издавая кислый запах, но непрактичные парагвайосы никак не поймут выгоду переработки.


          Тут нужно сказать о том, что парагвайцы вообще слабые земледельцы. Все успехи в культуре выращивания чего-либо – это заслуга иностранцев, как правило. Селекцией и выведением продуктивных сортов парагвайцы не занимаются, а пользуются от природы тем, что есть.
          Виноград у парагвайца растет скорее для тени, поскольку это выродившийся полудичок, который никто не обрезает по правилам и не знает методов интенсивного выращивания на урожай. Японцы знают – они и выращивают в Парагвае.

          То манго, что в большинстве своем растет в Парагвае – «национальное» - то есть не сортовых кондиций. «Бразильское» же манго – крупнее, сочнее, не такое волокнистое и дерево само по себе пониже, что более удобно для сбора урожая.




          Но бразильское манго здесь только у самых продвинутых парагвайцев! Знают, что лучше, но утрудиться, чтобы посадить культурный сорт – вряд ли.
          Ежевику культурную (тоже из Бразилии) выращивают и продают иностранцы, живущие в Парагвае. Сливы, груши… Климат и земля тут благодатные – почти все растет без особых усилий, но – что поделаешь – не имеет титульная нация традиций культурного земледелия.
          Мне нравится как поступают международные организации, например USAID в программе Paraguay productivo, которые пишут для парагвайцев подробнейшие инструкции с фотографиями: как, что, где и когда лучше сажать, что как выращивать, как перерабатывать…
          Если же поступать как нынешнее правительство, которое только подогревает в народе настроения типа «сами с усами» - хлебать им щи лаптем еще долго-долго.
          Сейчас, какой-то умник пытается рассказать парагвайцам, что манго это хорошо (кто теперь помнит цитату Сталина  «Радио – это хорошо»?) и что правительство может дать каждой парагвайской семье подзаработать. Пишут в газете да по телевизору рассказывают, что манго очень полезный плод и если парагвайцы будут сдавать плоды на переработку – можно заработать. Даже расчет сделали: с каждого дерева можно собрать около 450 плодов общим весом 90 кг и если продать их государству, то семья «обогатится аж на 12,5 долларов (!). Чем не бизнес раз в году?  Только как и куда переть эти 90 кг, которые к тому же не созревают одновременно..?  Мда… 
          Такого вот качества проектами народного капитализма и кормят нынче парагвайосов. У нас, мол, все есть, мы можем быть богатыми, продавая наши богатства наивным иностранцам. А на чем вы их будете перерабатывать эти плоды? Оборудование есть или сколько стоит купить? Оборудование может еще что-то перерабатывать или будет работать два месяца в году? Оборудование сможет вообще перерабатывать ваше кустарно выращенное и собранное несортовое манго или сломается? Может нужно не морочить людям голов, а заинтересовать сажать культурные сорта и уж тогда организовывать заготовителей? (Получилось же при прежних правительствах и изобилии в стране электроэнергии объяснить парагвайцам, что нужно полностью сменить лампы накаливания на энергосберегающие!). А лучше может, посадить уже сейчас культурные манговые сады  и под них построить структуру переработки и хранения? А без этого, несмышленые мои дети-парагвайцы, так и будет вся ваша промышленная продукция иметь уровень кустарщины и никакой конкуренции никому составить не сможет. Если не вмешаются иностранцы нелатинских кровей…    

Немає коментарів:

Дописати коментар

Примітка: лише член цього блогу може опублікувати коментар.