“Нынешняя жизнь сложилась так, что у среднего, нормального гражданина нет времени глазеть и на что-либо засматриваться — он всегда занят. А когда не занят, в лучшем случае читает, ходит в театр, занимается спортом, в худшем — смотрит телевизор, поучает детей, как надо жить, или пьёт. Конечно же, быть зевакой, то есть, на его взгляд, быть бездельником, у него нет времени, да и охоты, и поэтому зевак он презирает. Я же не только не презираю, но защищаю и утверждаю, что зевакой быть надо, то есть быть человеком, который, как сказал Гаршин, «не пропустит интересного зрелища». А интересное зрелище вовсе не слон, которого водят по улице (его можно увидеть и в зоопарке, и рассматривание его там почему-то не считается «зевачеством»), — интересное разбросано буквально на каждом шагу, оно у нас под ногами, пред глазами, над головой, но мы его просто не замечаем. Не замечаем потому, видите ли, что мы люди дела, люди занятые и на пустяки терять время не хотим. Поэтому мы не знаем, как выглядит фасад дома, в котором мы живём, что изображено на барельефе над правым входом в МХАТ или стенах Казанского вокзала. А ведь сделано это для вас, серьёзные, занятые люди, именно для вас, и именно для вас я, зевака, и написал эти записки.» Виктор Платонович Некрасов «Записки зеваки»

суботу, 11 січня 2020 р.

Не той тепер Миргород...

          Все изменяется… Сегодня как-то особенно остро почувствовал. В «столовке» супермаркета… Но, расскажу по порядку. Сразу отмечу – опус сей не есть результат того, что мне сегодня чего-то там не досталось в столовке или грубость какая вышла – нет, просто мне к дому выходить удобнее через выход/вход столовки, зал которой соединяется с залом супермаркета. Вот я и наблюдаю в каждое посещение.
          В каждом парагвайском большом супермаркете, во всех сетевых – точно, есть «общепитовское» большое заведение: зал со столиками и своей кухней. Самообслуживание. Некая помесь фастфуда и столовки. Общее местное видовое название таких заведений – «патио де комидас» - буквально «двор/пространство (для) еды». Тут наличествует обычно все, кроме первых блюд, но с ними во всем Парагвае как-то не очень: национальная парагвайская кулинарная мысль не видит смысла в супчиках и если уж что-то ваяет «из жидкого», то густоты такой, что ложка стоит.
          Не отвлекаюсь…
          Итак, в патио де комидас, раньше по крайней мере, было все, вплоть до вин и подачи по просьбе «шампаньеры» - сосуда со льдом кубиками в которую вы поставите на столике то ли бутылочку вина, то ли пиво… Салаты, гарниры, разное мясное от простецких отбивных до жареного на ваших глазах разновидного мяса или чоризос, десерты, сладкое и мороженое.
          Было принято в выходные не готовить дома, а идти семьей или парой семей в такое патио де комидас и, даже сдвинув столы, посидеть своей компанией под разговоры, еду и бутылочку вина. Причем, речь веду о вполне приличных семьях, которые считали для себя такой выход очень удобным и соответствующим, но не хотели менять его на вечерний ресторан. Ресторан – это другое…
          Когда мы первый раз приехали в Парагвай да и в первые годы постоянного здесь проживания мы наблюдали эту спокойную, изобильную и дружескую картину постоянно, да и сами, в общем не раз принимали участие. Еще один штрих. Раньше, зал патио был разделен полупрозрачной перегородкой метра полтора высотой не более на две части: для курящих и некурящих. Высокие потолки, система вентиляции совершенно не создавали неудобств некурящим…
          Еще одно воспоминание из прежнего Парагвая: небольшое затишье в послеобеденное время и персонал зала, включая кассиров, не сидят без дела, а наводят порядок в зале: выравнивают в строгую линию столы (я сразу вспомнил свой опыт красной армии), что вообще не характерно для парагвайской натуры, если над ней не поработала рука европейца, протирают стекла «залапаных» входных дверей и т.п. И на все хватало время и ни у кого не было мысли ляпнуть, что я сюда нанимался кассиром и не мое дело дверь протирать и столы ровнять.
          В общем, все это «было» - еще одно подтверждение тому, что переездом в эту тихую страну нам удалось отмотать время назад и во многом оказаться в европейских 60-70 годах.
          Теперь, конечно же не так. Столица, как и Киев, собственно, захлебнулась от наплыва приезжих из «кампо» - сельской местности, которые не только и не столько слетаются как мотыльки на огни витрин и звуки вечернего города, но прибывают сюда в поисках работы. Прежде всего – это обладатели другого менталитета – не собственники, а собственность – обязывает, что записано даже в Конституции Украины. Это арендаторы жилья всех видов и наемные работники. У них другие ценности и приоритеты. Город – не их, но в них нуждается и значит – в них крепнет чувство, что они его «сделали». И это насилие не имеет границ. От пользования городом до смены традиций и правил. Не имеющие четких базовых знаний и фундамента опыта предков в проживании в городе, эти люди просто продолжают себя вести как в своем «неасфальтированом» кампо, не понимая радостей водопровода, канализации, а главное – выработанной столетиями системы правил мирного проживания уплотненной городской общности с ее коммунальными службами и органами управления.
          Изменилась публика. Вот даже у нас вокруг. Раньше-то все знали друг друга, как облупленных и сосуществовали весьма комфортно. Теперь, многие старые дома перестроили кое-где в дуплексы – все в аренде. Вокруг – не постоянные жители, которые в этой жизни приезжают домой в будни переночевать. Днем на улицах района куча новых лиц: работники новых офисов, строительные рабочие и все они не отсюда.
          Канула в Лету вековая традиция сиесты в тропиках. Как рассказывал мне один старый: раньше я в обед шел пешком домой (ехал машиной – не суть), шел в душ, обедал и успевал полчаса-час вздремнуть перед возвращением на работу. Сейчас приезжим некуда идти на обед, кроме соседней забегаловки и нет времени на все комфортное остальное. Мало того – многие работают посменно и у них вообще другой ритм. Зачем тогда сиеста? Пережиток прошлого.
          Ну и возвращаясь к патио де комидас. Сейчас в выходные тоже приходят есть семьями. Только это другие семьи. Даже внешне… Много глав семейств, которые привозят своих показать как они тут в городе хорошо устроились по работе и какими благами пользуются. Семьи с кучей детей. По парагвайским понятиям ребенка нельзя ограничивать особо и одергивать и поэтому можете себе представить какой «разгул демократии» царит в зале. Бегают, играют, «занимают» столы в ожидании родителей со снедью… Капец. Кстати, раньше при таких патио де комидас были игровые уголки для детей со всякими горками, лестницами-перходами и пр. где все эти ниньосы сбрасывали энергию, но сейчас этого тоже нет.
          Столы никто не убирает. Нет, неправильно: убирают, но для этого теперь нанята специальная служба, а ее работники со своими тачками с горами посуды не всегда успевают за потоком, потому как строго блюдут свое самопровозглашенное право на личную жизнь и втыкают в смартфоне прямо с тачкой. Нет, в общем, погонщика, поскольку их манагеры такого же роду-племени. 
          А как хорошо было… Видно уж и не найти другого такого места, как было здесь раньше. Какие традиции, какие правила и где? Вы посмотрите что с королевским домом Великобритании делается! А ведь началось все давным-давно – с Дианы этой любимицы плебса.



Немає коментарів:

Дописати коментар

Примітка: лише член цього блогу може опублікувати коментар.