“Нынешняя жизнь сложилась так, что у среднего, нормального гражданина нет времени глазеть и на что-либо засматриваться — он всегда занят. А когда не занят, в лучшем случае читает, ходит в театр, занимается спортом, в худшем — смотрит телевизор, поучает детей, как надо жить, или пьёт. Конечно же, быть зевакой, то есть, на его взгляд, быть бездельником, у него нет времени, да и охоты, и поэтому зевак он презирает. Я же не только не презираю, но защищаю и утверждаю, что зевакой быть надо, то есть быть человеком, который, как сказал Гаршин, «не пропустит интересного зрелища». А интересное зрелище вовсе не слон, которого водят по улице (его можно увидеть и в зоопарке, и рассматривание его там почему-то не считается «зевачеством»), — интересное разбросано буквально на каждом шагу, оно у нас под ногами, пред глазами, над головой, но мы его просто не замечаем. Не замечаем потому, видите ли, что мы люди дела, люди занятые и на пустяки терять время не хотим. Поэтому мы не знаем, как выглядит фасад дома, в котором мы живём, что изображено на барельефе над правым входом в МХАТ или стенах Казанского вокзала. А ведь сделано это для вас, серьёзные, занятые люди, именно для вас, и именно для вас я, зевака, и написал эти записки.» Виктор Платонович Некрасов «Записки зеваки»

четвер, 5 січня 2012 р.

Как пройти в библиотеку?


          Последние годы жизни в своем городе Киеве, мне доставляло большое удовольствие помогать спрашивающим ответами, как пройти/проехать к нужному им адресу или где находится разыскиваемая улица.
          Проблема, а это таки – проблема, в том, что большие города всегда притягивали огромное количество людей из провинции – тут же больше возможностей для самореализации, «интереснее» жить… В конце концов, мегаполисы вобрали такое количество «новичков», что не смогли их «переварить» и они стали диктовать городам свои правила, подчас совсем не городские.
          Сейчас, однако, не об этом. Интенсивная жизнь в мегаполисе оставляет мало времени для «ухода в сторону» и поэтому люди все больше знают только маршрут «на работу – с работы» и к месту отдыха, к магазину. В остальном якобы должен помочь GPS-навигатор. Они на этой «территории» не выросли – ничего личного, а на разузнавание нет времени.
          Все остальное просто выпадает из объема воспринимаемой информации. Поэтому люди в большинстве своем не знают, как называется соседняя улица, не говоря уж о том, как выглядят на ней фасады домов. Проходные дворы, которыми пользовались для себя местные ушли в прошлое – сейчас их никто и не вспомнит: во-первых, советская власть бдя о госбезопасности, методично перекрывала их в центре города кирпичными стенами, а во-вторых, новостройки вообще стали строиться многоэтажными хуторами, где один на всех огромный и продуваемых двор…
          Ладно, опять не о том.
          Узнать, где находится какая-то улица или адрес у жителей города на улице стало практически невозможно. Спектр ответов: от «не знаю» (и знать не хочу!) до самых невероятных предположений и фантазий, не имеющих связи с реальностью. Попробуйте сами.
          Поэтому, как старому и «наследственному» киевлянину, мне доставляло большое удовольствие давать квалифицированный ответ тому, кто нуждается. Вы можете себе представить в прежние времена водителя общественного транспорта, который не может подсказать пассажиру, на какой остановке тому нужно выйти, чтобы попасть на улицу, название которой не попало в название остановки на маршруте, но которая маршрут пересекает?! Человек спрашивает, а никто (!) не знает. Вот!
          А сколько раз дорогу спрашивают водители, которые уже 125-й круг наматывают вокруг разыскиваемого?
          Мда… Ну, что вспоминать – нет того Киева уж и меня в нем нет – разберутся, думаю, без моей помощи…
          А вот в Асунсьоне… Представляете, меня уже несколько раз спрашивали дорогу и я знал, объяснил, а меня поняли! Тут есть секрет. Внешне я, конечно, мало похож на представителя титульной нации Парагвая. Поэтому, смейтесь-смейтесь, я понимаю, что обращаются ко мне с вопросом, не потому, что видят во мне знатока Асунсьона, а потому, что рассчитывают на более или менее адекватную реакцию и на знание испанского, а не второго государственного – гуарани. Да и обращаются, естественно, не совсем дикие граждане.
          Как бы там ни было, радует меня лично то, что  теперь я могу рассказать как пройти… В определенных пределах, конечно, – Асунсьон город не маленький.

Немає коментарів:

Дописати коментар

Примітка: лише член цього блогу може опублікувати коментар.