“Нынешняя жизнь сложилась так, что у среднего, нормального гражданина нет времени глазеть и на что-либо засматриваться — он всегда занят. А когда не занят, в лучшем случае читает, ходит в театр, занимается спортом, в худшем — смотрит телевизор, поучает детей, как надо жить, или пьёт. Конечно же, быть зевакой, то есть, на его взгляд, быть бездельником, у него нет времени, да и охоты, и поэтому зевак он презирает. Я же не только не презираю, но защищаю и утверждаю, что зевакой быть надо, то есть быть человеком, который, как сказал Гаршин, «не пропустит интересного зрелища». А интересное зрелище вовсе не слон, которого водят по улице (его можно увидеть и в зоопарке, и рассматривание его там почему-то не считается «зевачеством»), — интересное разбросано буквально на каждом шагу, оно у нас под ногами, пред глазами, над головой, но мы его просто не замечаем. Не замечаем потому, видите ли, что мы люди дела, люди занятые и на пустяки терять время не хотим. Поэтому мы не знаем, как выглядит фасад дома, в котором мы живём, что изображено на барельефе над правым входом в МХАТ или стенах Казанского вокзала. А ведь сделано это для вас, серьёзные, занятые люди, именно для вас, и именно для вас я, зевака, и написал эти записки.» Виктор Платонович Некрасов «Записки зеваки»

неділю, 23 червня 2013 р.

Молодо - зелено!


          Книг у нас в семье не «собирали». Книги были инструментом познания, развития и даже  друзьями. Покупалось поколениями то, что было необходимо или любимо. Покупалось, можно сказать, в случайном порядке и совершенно необязательно полными собраниями сочинений. Хотя и собрания были, конечно.
          Так поступал и дед, и отец, и я сам. Основу, без сомнения, дед заложил. Как я понимаю, он некоторые  книги  заранее «под внука» накапливал… Несмотря на переменчивость жизни и борьбы за жизнь в нашей юной и прекрасной стране.
          Жили мы в разных местах города, но я в достаточно юном возрасте начал получать в свое полноправное пользование те книги, которые подходили мне по возрасту. Впрочем – не только: как-то мне юному деды передали даже собрание сочинений Золя со словами «Знаешь, мы его уже перечитывать не будем… Он – такой «натуралист». Нужно помнить какие времена были тогда за окном: секса в Советском Союзе не было, а из того, что показывали по телевизору, самым эротичным были взаимные лобзания партийных лидеров.
          Ну, не об этом речь. Получив в свое владение книги, я не всегда разумно ими распоряжался. Иногда, мне – старшекласснику требовались денежки и я тащил «ненужный хлам» со всем своим юношеским максимализмом к магазину «Букинист» на тогдашней улице Ленина в Киеве – благо недалеко. Там, возле него – «под Букинистом», постоянно толклись определенные людишки, которые без лишних формальностей советского строя скупали принесенное. Так «ушел» весь 24-х томный дореволюционный Диккенс, Фенимор Купер… (Как я мог оставить последнего, после того как прочитал «Литературные грехи Фенимора Купера» Марка Твена?!). О своих детях как-то тогда не думалось, а уж о внуках – тем более.
Прошло не так уж много времени и я понял, как бестолково растранжирил то, что было бы ценнейшим даром потомкам… Понял, остановился, но потери были безвозвратны.
          Годы спустя, мой сын, сейчас уж - талантливый композитор, продал в своей юности ценное «свое» пианино «Petrof», чтобы купить какой-то там модный синтезатор…
          Эх, ошибки молодости – сколько их у каждого?
          Сейчас частенько подумываю, что покойный парагвайский президент Альфредо Стресснер  был мудрым человеком – настоящим отцом нации. Строгим, но мудрым.


          Сберег столько ценного для своей страны. В то время, как страны-соседи спешили «по-молодости» навстречу искушениям больших мировых денег, он отгородил свою страну от внешних «аттракционов» и сберег свой «детский народ» от растранжиривания природных богатств. Сейчас соседи уж выбрали большинство своих ресурсов (хоть и немало еще осталось), а Парагвай только начал «в себе копаться», обнаруживая с каждым годом скольким всяким-разным одарил его Создатель, а мудрые отцы нации сохранили для будущих поколений. Прошли годы, все изменяется, но сейчас уже накоплен мировой опыт в рациональном пользовании природой, и в сохранении экологии, и в самих технологиях пользования: взять только то, что нужно сейчас, не нарушив и не разрушив того, что пригодится завтра.
          Так что, друзья мои, не осознал еще, мне так кажется, народ-ребенок, сколь многим он обязан отцу - Эль Президенте Дон Альфредо Стресснер.
          Диктатором был? Ну, конечно – 35 лет без демократических выборов и твердой рукой… Шалить не давал? Краснопузых ненавидел, гомосексуалистов, наркоманов и законопачивал в тюрьму?
          Случалось ли вам, друзья, слышать сетования юной особи, попавшей «под раздачу» от родителей за первые опыты с алкоголем, курением, о недемократичности родительских путей воспитания самобытной личности? Во-во – тот же случай!


Немає коментарів:

Дописати коментар

Примітка: лише член цього блогу може опублікувати коментар.