“Нынешняя жизнь сложилась так, что у среднего, нормального гражданина нет времени глазеть и на что-либо засматриваться — он всегда занят. А когда не занят, в лучшем случае читает, ходит в театр, занимается спортом, в худшем — смотрит телевизор, поучает детей, как надо жить, или пьёт. Конечно же, быть зевакой, то есть, на его взгляд, быть бездельником, у него нет времени, да и охоты, и поэтому зевак он презирает. Я же не только не презираю, но защищаю и утверждаю, что зевакой быть надо, то есть быть человеком, который, как сказал Гаршин, «не пропустит интересного зрелища». А интересное зрелище вовсе не слон, которого водят по улице (его можно увидеть и в зоопарке, и рассматривание его там почему-то не считается «зевачеством»), — интересное разбросано буквально на каждом шагу, оно у нас под ногами, пред глазами, над головой, но мы его просто не замечаем. Не замечаем потому, видите ли, что мы люди дела, люди занятые и на пустяки терять время не хотим. Поэтому мы не знаем, как выглядит фасад дома, в котором мы живём, что изображено на барельефе над правым входом в МХАТ или стенах Казанского вокзала. А ведь сделано это для вас, серьёзные, занятые люди, именно для вас, и именно для вас я, зевака, и написал эти записки.»
Виктор Платонович Некрасов «Записки зеваки»
Подтверждение описанного в "Безалаберная жизнь-2": один из руководителей компании Martek SA – владельца крана - сеньор César Benegas
объяснил прессе, что «когда кран работает, то гидравлические опорные ноги выдвинуты и гарантируют безопасность, но в момент аварии они деформировались и поэтому кран упал (“Estamos escuchando que la gente habla sin saber sobre los estabilizadores, que no se desplegaron, etc. Cuando la grúa va a trabajar, los estabilizadores se extienden totalmente, pero con el accidente se rompió y se retrotrajo. Eso fue lo que pasó”). И при этом добавляет, что они работают в стране 18 лет и у них только новое оборудование. Все! Классика жанра: любой руководящий латинос, когда его тыкают в нос явным браком или халтурой на его производстве, начинает патетически рассказывать, что они двести лет на рынке и у них никогда не было проблем. По личному опыту, поток словоблудия могут заткнуть только цифровые фотографии документирующие халтуру – тут латинская «сообразительность» еще не научилась путям опровержения и пытается только обижаться, что к ним относятся предвзято.
Так и тут: любой человек с минимально-техническим образованием понимает, что «ноги» крана с одной стороны не выдвигались до начала работы и именно это есть причиной аварии. Да и «объяснение» такой преступной халтуры оказалось, как выяснилось, вполне парагвайским. Работа крана в этот день не была согласована с муниципалитетом и поэтому движение по улице не перекрывалось дорожной полицией. Крановщику была поставлена задача так стать, чтобы не перекрывать лапами крана проезжую часть полностью. Но тогда нужно было одной стороной раскрепляться на частном тротуаре и, скорее всего, его повредить (возможно владельцы дома не дали добро). В итоге – им разрушили дом и ранили женщину-домработницу… В общем, краны будут падать и дальше, ребята - будьте бдительны.
Четыре с половиной года прошло со времени написания мною опуса «Безалаберная жизнь». За это время Парагвай сильно осовременился, «проснулся» и рванул в жизнь модерную, высокотехнологичную. Особенно заметно это в столице и в сфере градостроительства. Строятся и построены уже многоэтажные, из стекла и бетона офисные и жилые здания, транспортные двух, трехуровневые развязки…
Все это связано с применением современных методов строительства и современной же строительной техники. Ну, а с безалаберностью как же? Уживаются? – Еще как! Как был здешний народ глубоко пофигистически настроен, так и остался. Как испытывает, чисто генетическое презрение к соблюдению технологий – так и испытывает, будучи глубоко уверенным, что технологии быстро меняются и спешить их исполнять просто глупо. Транкииииило, сеньорес! Во всем мире есть и более или менее соблюдаются правила работы кранов. Мало того, есть, как правило, специальные органы, контролирующие эту работу: шутка ли сказать, но современный кран может «уронить» немалого веса груз с очень большой высоты. Парагвайцы же, умудряются презирать, даже нет – не обращать внимания (но импОрта!) на всю эту лабуду. Видели ли бы вы, что они «исполняют» в строительстве. Мое сердце советского инженера просто сжимается. Причем – не от восторга. Я-то хорошо запомнил еще с молодости, что нарушение ТБ с последствиями – верная «тюрма и воши» для главного инженера. Или думаете я специально собираю разные страшилки? Да нет же – жизнь безалаберная! В январе этого года на строительстве транспортной развязки у Ботанического сада (там один уровень в виде туннеля под землей поставили в интересную позу кран, опуская груз на нижний уровень и вытягивая стрелу под проводами.
Потом, на строительстве нового торгово-офисного центра обвалилось перекрытие только что залитого этажа. Официальная версия – ночной охранник поставил на этот этаж чью-то машину…
В июне завалило рабочих в котловане у строящегося дома (дом с подземным паркингом выстроен наполовину, но стенки котлована ничем не укреплены). Самый «чемпион» это новая высотка, строящаяся у Идентификасьонес – местного информцентра полиции. Два раза по моим личным наблюдениям обрушался угол в заливаемых перекрытиях разных этажей. Ну, это может потому, что я там чаще бываю рядом, а не потому, что у них там чаще других валится?
Сегодня был в банке – жду решения своего вопроса. Это тоже на тему пофигизма, но – отдельная тема… Работает телевизор. Вдруг сразу вспоминается старая сценка Карцева и Ильченко «У вас на участке кран упал». Показывают, что завалился большой кран на стройке неподалеку. Стройка – современная. Здание, под названием «Майями».
Подрядчики и финансисты – импортные, техника и технологии – тем более. Первое многоэтажное здание с вертолетной площадкой на крыше! Одна только маааленькая деталька отечественная, парагвайская – работники. В общем, после банка пошел я посмотреть, поработать зевакой. Там недалеко идти – минут пять, а интересно глянуть вживую.
В общем, картина грустная, да еще женщину ранили в доме, да ущерба на семизначную цифру, причем в долларах. Идиот крановщик (ничего, что я так грубо – никого не коробит?) не раскрепился ногами крана, как положено по одной стороне – не выдвинул. Видимо предполагал, что поскольку он собирается работать почти вертикально, то это лишнее. Да и тротуар там частный – не повредить бы (он им вместо тротуара дом развалил). В общем, поручили этому монголико (так здесь идиотов называют) работу по разборке башенного крана – здание–то построено. В частности – снять бетонные грузы – противовесы. Он их и снимал. А потом – то ли ветерок чуть дунул, то ли рука дрогнула и качнуло этот кран в сторону нераздвинутых «ног». Ноги подогнулись, кран завалился и всей своей стрелой, а ее не меньше метров 30-ти, стеганул по крышам двух частных домов (недешевых, кстати), развалив и крыши и стены. Кран – убит. Его теперь только при помощи сварки порезать и сложить можно. Стоит он немало. Дома разрушены… Человек покалечен… Не говорю уж о репутационных потерях для фирм. И все из-за того, что посадили за рычаги недозрелый плод цивилизации, а второй «плод» - инхэньеро может отлучиля куда терере попить, а может сам – дитя компьютерного образования и воспринимает жизнь не как жесткие и неумолимые законы физики, а как картинки для инфантильных переростков. А теперь скажите мне с кого получить убытки? Да если этот парагваец-крановщик даже всю свою «домовую книгу» с домами и соседними племенами продаст в рабство – это делу не поможет. Вот я и говорю: нанимаешь парагвайцев делать ремонт и в конце дня видишь что «настроили» они сикось-накось – говоришь – как же так? А они совершенно спокойно спрашивают тебя типа «сакар тодо?» - все разбирать? Пофиг им. То есть, разбирают за бесплатно. Потом опять пробуют и опять – как бык пописял. Ну, могут еще раз «сакар тодо», а потом свободолюбивая и гордая кровь заставляет их просто забить и не явиться: без оплаты (фиг с ней), без каких-либо обязательств. Такой уж национальный характер. При этом, никогда и никто не признается, что чего-то не умеет – негоже так парагвайцу! Спасибо, что не бухают они хоть по-славянски, а то вообще бы полный капец. И вообще, нашему человеку, кто спешит, переживает – здесь вредно – сердце не выдержит. С лаской нужно, но настойчиво и - но импОрта, что краны падают!
Каждому более или менее продвинутому индивидууму известно, что в Парагвае люди ходят кверху ногами – не то, что в культурном северном полушарии. Легко, думаете, жить так: жара, а тебе ходить вниз головой? Ну, понятное дело, и все остальное тоже стараются делать шиворот-навыворот – характер такой, что ли? У всех лето, а тут – зима, дети в школу готовятся, а тут – к каникулам… Или, вот, возьмем «очей очарованье – осень золотую». Вот уже скоро, все цивилизованное человечество начнет лайкать умильные картинки пожелтевшей да покрасневшей листвы и никаких вопросов не возникает: начинается осень, листья желтеют и опадают – закон природы! Нет же, в Парагвае опять все не так. Всю зиму цветут цветы, деревья стоят зеленые, а как уж полностью взорвалось все цветением весны, то есть парагвайские весьма распространенные деревья, которые листву свою немедленно красят в желтое и красное да сбрасывают полностью.
В основном, это какая-то несъедобная разновидность ореха, с большими листьями и густой листвой. За эту листву, создающую прекрасную тень, их и любят. Но – лапачо желтый, например, тоже… Так и со сменой листвы - тоже не как у людей! Нет, чтобы постоять желтыми месяцок, а потом без листьев отдохнуть парочку… Тут все быстро: еще на прошлой неделе зеленые, за неделю стали желто-красные и оголились, а на место каждого опавшего листа уже раскрылись почки и буйно лезут новые побеги.
В общем, странная это страна и непривычная, а кто захочет такое терпеть? Да, и укроп совсем не растет – так, заедут, иногда, какие случайные и все. ;-)
Что такое мой Парагвай? Прямо сейчас? – Счас скажу… Зима – у вас как бы примерно начало февраля, а за окном плюс 32 в тени. Кока-кола со льдом из стакана в подстаканнике с гербом Советского Союза. Кондиционер пока не включаю – не сумасшедший - зима же еще!