“Нынешняя жизнь сложилась так, что у среднего, нормального гражданина нет времени глазеть и на что-либо засматриваться — он всегда занят. А когда не занят, в лучшем случае читает, ходит в театр, занимается спортом, в худшем — смотрит телевизор, поучает детей, как надо жить, или пьёт. Конечно же, быть зевакой, то есть, на его взгляд, быть бездельником, у него нет времени, да и охоты, и поэтому зевак он презирает. Я же не только не презираю, но защищаю и утверждаю, что зевакой быть надо, то есть быть человеком, который, как сказал Гаршин, «не пропустит интересного зрелища». А интересное зрелище вовсе не слон, которого водят по улице (его можно увидеть и в зоопарке, и рассматривание его там почему-то не считается «зевачеством»), — интересное разбросано буквально на каждом шагу, оно у нас под ногами, пред глазами, над головой, но мы его просто не замечаем. Не замечаем потому, видите ли, что мы люди дела, люди занятые и на пустяки терять время не хотим. Поэтому мы не знаем, как выглядит фасад дома, в котором мы живём, что изображено на барельефе над правым входом в МХАТ или стенах Казанского вокзала. А ведь сделано это для вас, серьёзные, занятые люди, именно для вас, и именно для вас я, зевака, и написал эти записки.» Виктор Платонович Некрасов «Записки зеваки»

вівторок, 1 жовтня 2019 р.

ДжьопарА

          Сегодня, 01 октября, по парагвайским поверьям, нужно готовить в доме блюдо «джьопарА» и сытно им наесться всей семьей.  Доходит до того, что, поддерживая национальные традиции, прямо в столице, в заведениях питания, готовят с утра и подают это блюдо всем желающим.
          Что такое «джьопарА», какие с этим связаны поверья и кому парагвайцы должны демонстрировать в этот день сытость? Попробую рассказать.
          Начну с рецепта и ингридиентов. Знаете, чем-то напоминает козацкий кулиш на сале, который варили и чумаки в поездках за солью в нашкрым, и запорожцы в походах: сытно, густо и бросается в казан или котел все, что наскребла рука готовящего в своих запасах. То есть, хоть мы и подразумеваем кулиш на сале и с пшенкой, но это – не догма. Как и борщ, а он бывает только украинский, у каждой хозяйки свой. Россияне тоже любят борщ и пытаются рассказать, что борщ есть и «русский», но вариантов – не много: или при готовке используются стыбзенные у украинцев рецепты или, как не старайся российская душа, а получаются щи, которые хоть и хороши с бодуна, но не борщ. Да и КараИ дэ октубре щами не напугать. Ну, ладно, опять меня понесло…
          Итак, строгого рецепта и пропорций джьопара не существует: это густой суп, в большинстве случаев на говяжьем бульоне с добавлением всяко-разно: помидоры и перец, лук, чеснок зеленый, сельдерей, рис, фасоль красная или белая, черная, морковь, кукуруза, местная тыква, красный молотый перец и парагвайский сыр… Для бульона берут говяжьи кости с мясом – так называемое «пучеро»…

          Ingredientes para Jopara, sin carne
200grs. de locro. 
200grs. de porotos secos. 
1 cubito de caldo de verdura. 
2 cebollas blancas. 
4 tomates perita. 
200grs. de zanahorias. 
2 mazos de cebollitas de verdeo. 
200grs. de zapallo. 
Sal y pimienta c/n. 
Comino a gusto. 
Aceite de girasol c/n.


          Все это объедение готовится, в общем, не столько, чтобы наесться, а чтобы продемонстрировать некоему КараИ дэ октубрэ свою сытость и довольство в питании. 
          В парагвайской мифолологии «караИ» это что-то типа ангела или беса в христианстве – существо потустороннего мира, принимающего по необходимости облик человека. Есть караи добрые и есть злые. Мало того, человека, в знак его выдающихся способностей, знаний или дел, в знак уважения, могут называть, ставя впереди его имени слово «караи» (почти, как «дон») – говоря таким образом, что этот человек – «полубог», настолько он велик…
          Караи дэ октубрэ – персонаж злой. Кроме этого, он как бы старший над домовыми и есть для них как бы «проверяющим из главка».


          Вид он имеет бедного старика, обязательно босого.


          Сейчас, весной, а именно 1 октября, он ходит по домам и «проверяет» как народ пережил зиму. Так сложилось у индейцев гуарани, что весна была самым тяжелым временем года: плоды на деревьях почти отсутствуют, скот после зимней суши тощий, а искусства «заготовки» здешние народы так и не познали посейчас. Вот и смотрит караи дэ октубрэ как кто зиму пережил и если семья крепкая, запасы земных даров сохранила, трудом тяжким и скот уберегла – не забила весь, то тут ему делать нечего. А вот если «разруха» и бедность, то тут он принимает меры, организовывает своих домовят и погружает в разруху и бедность эту семью на целый год.
          Вот, чтобы показать караи дэ октубрэ, что тут живут сыто и крепко – в достатке, обязательно нужно 1 октября есть сытное блюдо джьопара. Он тогда отвяжется от вас на целый год.
          Очень мне напоминает этот миф, почему-то,  украинский мультик про «Злыдни».


          И еще напомнило душевную очень книгу Орлова «Альтист Данилов», где много повествования о жизни домовых и прочих демонов.
          Вот! Караи – скорее всего демон.
          В общем, скажу честно, хотя погружаться во злыдни никак не тянет, но есть на людях джьопара я не ходил, хоть у нас тут рядом и было публичное действо возле муни. Вечером же, приготовил свой вариант «чудо-блюда», отвечающего всем критериям для демонстрации демонам сытости, довольства и крепости устоев. 
          Слава Богу за все!

Немає коментарів:

Дописати коментар

Примітка: лише член цього блогу може опублікувати коментар.