Что такое «джьопарА», какие с этим связаны поверья и кому парагвайцы должны демонстрировать в этот день сытость? Попробую рассказать.
Начну с рецепта и ингридиентов. Знаете, чем-то напоминает козацкий кулиш на сале, который варили и чумаки в поездках за солью в нашкрым, и запорожцы в походах: сытно, густо и бросается в казан или котел все, что наскребла рука готовящего в своих запасах. То есть, хоть мы и подразумеваем кулиш на сале и с пшенкой, но это – не догма. Как и борщ, а он бывает только украинский, у каждой хозяйки свой. Россияне тоже любят борщ и пытаются рассказать, что борщ есть и «русский», но вариантов – не много: или при готовке используются стыбзенные у украинцев рецепты или, как не старайся российская душа, а получаются щи, которые хоть и хороши с бодуна, но не борщ. Да и КараИ дэ октубре щами не напугать. Ну, ладно, опять меня понесло…
Итак, строгого рецепта и пропорций джьопара не существует: это густой суп, в большинстве случаев на говяжьем бульоне с добавлением всяко-разно: помидоры и перец, лук, чеснок зеленый, сельдерей, рис, фасоль красная или белая, черная, морковь, кукуруза, местная тыква, красный молотый перец и парагвайский сыр… Для бульона берут говяжьи кости с мясом – так называемое «пучеро»…
Ingredientes para Jopara, sin carne
• 200grs. de locro.
• 200grs. de porotos secos.
• 1 cubito de caldo de verdura.
• 2 cebollas blancas.
• 4 tomates perita.
• 200grs. de zanahorias.
• 2 mazos de cebollitas de verdeo.
• 200grs. de zapallo.
• Sal y pimienta c/n.
• Comino a gusto.
• Aceite de girasol c/n.
Все это объедение готовится, в общем, не столько, чтобы наесться, а чтобы продемонстрировать некоему КараИ дэ октубрэ свою сытость и довольство в питании.
В парагвайской мифолологии «караИ» это что-то типа ангела или беса в христианстве – существо потустороннего мира, принимающего по необходимости облик человека. Есть караи добрые и есть злые. Мало того, человека, в знак его выдающихся способностей, знаний или дел, в знак уважения, могут называть, ставя впереди его имени слово «караи» (почти, как «дон») – говоря таким образом, что этот человек – «полубог», настолько он велик…
Караи дэ октубрэ – персонаж злой. Кроме этого, он как бы старший над домовыми и есть для них как бы «проверяющим из главка».
Вид он имеет бедного старика, обязательно босого.
Сейчас, весной, а именно 1 октября, он ходит по домам и «проверяет» как народ пережил зиму. Так сложилось у индейцев гуарани, что весна была самым тяжелым временем года: плоды на деревьях почти отсутствуют, скот после зимней суши тощий, а искусства «заготовки» здешние народы так и не познали посейчас. Вот и смотрит караи дэ октубрэ как кто зиму пережил и если семья крепкая, запасы земных даров сохранила, трудом тяжким и скот уберегла – не забила весь, то тут ему делать нечего. А вот если «разруха» и бедность, то тут он принимает меры, организовывает своих домовят и погружает в разруху и бедность эту семью на целый год.
Вот, чтобы показать караи дэ октубрэ, что тут живут сыто и крепко – в достатке, обязательно нужно 1 октября есть сытное блюдо джьопара. Он тогда отвяжется от вас на целый год.
Очень мне напоминает этот миф, почему-то, украинский мультик про «Злыдни».
И еще напомнило душевную очень книгу Орлова «Альтист Данилов», где много повествования о жизни домовых и прочих демонов.
Вот! Караи – скорее всего демон.
В общем, скажу честно, хотя погружаться во злыдни никак не тянет, но есть на людях джьопара я не ходил, хоть у нас тут рядом и было публичное действо возле муни. Вечером же, приготовил свой вариант «чудо-блюда», отвечающего всем критериям для демонстрации демонам сытости, довольства и крепости устоев.
Слава Богу за все!
Немає коментарів:
Дописати коментар
Примітка: лише член цього блогу може опублікувати коментар.