“Нынешняя жизнь сложилась так, что у среднего, нормального гражданина нет времени глазеть и на что-либо засматриваться — он всегда занят. А когда не занят, в лучшем случае читает, ходит в театр, занимается спортом, в худшем — смотрит телевизор, поучает детей, как надо жить, или пьёт. Конечно же, быть зевакой, то есть, на его взгляд, быть бездельником, у него нет времени, да и охоты, и поэтому зевак он презирает. Я же не только не презираю, но защищаю и утверждаю, что зевакой быть надо, то есть быть человеком, который, как сказал Гаршин, «не пропустит интересного зрелища». А интересное зрелище вовсе не слон, которого водят по улице (его можно увидеть и в зоопарке, и рассматривание его там почему-то не считается «зевачеством»), — интересное разбросано буквально на каждом шагу, оно у нас под ногами, пред глазами, над головой, но мы его просто не замечаем. Не замечаем потому, видите ли, что мы люди дела, люди занятые и на пустяки терять время не хотим. Поэтому мы не знаем, как выглядит фасад дома, в котором мы живём, что изображено на барельефе над правым входом в МХАТ или стенах Казанского вокзала. А ведь сделано это для вас, серьёзные, занятые люди, именно для вас, и именно для вас я, зевака, и написал эти записки.» Виктор Платонович Некрасов «Записки зеваки»

неділю, 7 квітня 2019 р.

На смерть фотографа


          Недалеко от моего дома в Асунсьоне проходит авенида имени Гвидо Боджиани (Avda. Doctor Guido Boggiani) – широкая улица с расположенным посередине бульваром, по которому раньше ходил асунсьонский трамвайчик.


          Сейчас трамвай повсеместно в Асунсьоне искоренен из-за серьезных разногласий в менталитете нынешних парагвайцев с необходимостью содержания и эксплуатации городского электротранспорта: все теперь автобус, что есть проще и понятнее.
          Сейчас, когда рельсы убраны и растащены «по хозяйствам», посередине бульвара на авениде Боджиани вместо них пешеходная и велодорожка, скамеечки… Честно говоря, нам с женой почему-то трамвайчика на Боджиани не хватает, хотя мы застали от него только фрагменты рельсов. Представляется, как пробирается он по бульварчику среди зелени и цветов, придавая всему этому зеленому царству городской колорит.



          По принятому лет 7 назад плану развития города, предусмотрена застройка вдоль авениды многоэтажными офисными и жилыми зданиями и план этот уже понемногу осуществляется.
          Но все эти годы я как-то не задумывался над тем, кто был этот самый доктОр (уважительное обращение к образованному человеку, без учета его научных достижений или степеней) Боджиани. Помогла статья в газете.  Трагическая судьба…


          Гвидо Боджиани родился в 1861 году в Италии, где и получил образование в миланской академии Брера в области живописи (сохранились картины им написанные), но стал исследователем парагвайского Чако в далекой Южной Америке и считался специалистом по коренным народам Чако.
          Между 1988 и 1902 годами он совершил три экспедиции в Парагвайское Чако, общался, по его словам, с племенами анагитов, легуасов, санапанасов, кадувеасов, туфами, пагагасами, бороро и чамакоко. По результатам первых двух экспедиций он написал две книги, привез коллекцию из 500 фотографий которая особенно привлекла внимание исследователей и общественности в Европе. Кроме этого он привез коллекцию экзотических насекомых. Привез обширную коллекцию предметов коренных народов, которую продал римскому музею.
          Основным же инструментом фиксации событий, быта индейцев и видов Чако стала фотокамера.






          В свою последнюю экспедицию Гвидо Боджиани выехал 24 октября 1901 года, но через несколько месяцев после этого от него перестали приходить письма и итальянская община Парагвая отправила экспедицию на его поиски. Останки Гвидо Боджиани и его пеона Феликса Гавелана (Félix Gavilán) были найдены 20 октября 1904 года.

          Предполагается, что причиной убийства Гвидо Боджиани стали предрассудки индейцев, считающих, что фотографирование крадет душу человека и, возможно, увязавшие свои какие-то болезни или неудачи с деятельностью Боджиани. И это при том, что экспедиция Гвидо была уже не первой и о его фотографировании знали… Точной версии нет. Современные исследователи и биографы, в меру своих фантазий, приплетают сюда и секс то ли с женщиной чамакоко, то ли с юношей, уверяя, что Боджиани был бисексуалом. Ну, сейчас все на этом помешались…
          Тем не менее, некоторым современным фотографам, из той же Украины, например, наезжающим иногда в далекий Парагвай и снимающих индейцев (даже тех же ручных сегодня чамакоко), можно рисовать себе там, на далекой родине еще одну звезду: они побывали в самом логове кровожадных индейцев и остались живы, а теперь радуют публику столь опасно добытыми фотографиями. Оказывается – за фотографию в Парагвае и убить могут.
          Еще одна аналогия с сегодняшним днем, не менее печальна. Расцветающая в стране последние десятилетия псевдодемократия и политическая демагогия используют в своем арсенале непременное «заигрывание» с коренными народами – из них делают избирателей. А это подразумевает уступки воле продолжающих жить ментально в ином веке полудиким массам не создающих никакого общественного продукта индейцам, делают страну «индейской», отбрасывая с цивилизационного пути назад и, главное, чревато тем, что в любой момент взыгравшие в темном коренном народе темные силы не бросят его на преступления. Ведь немало уже в Парагвае высказываний типа «понаехали иностранцы и забрали наши земли»… Жгут эстансии и технику колоний меннонитов в Чако, выживая их из страны. А ведь меннониты это те люди (родом многие из Европы и Сев. Америки), которые поселяются именно в самых диких, необжитых уголках Земли, тяжелым трудом с молитвой превращают их в оазисы. При том, что ни один индеец, сколько земли ему ни дай и каким ремеслам не научи – будет упорно избегать любого труда, поскольку он тоже, как и фотография, крадет его свободную душу.





Немає коментарів:

Дописати коментар

Примітка: лише член цього блогу може опублікувати коментар.