Сегодня решил написать о «парагвайском
строительстве». О том, что в нем меня лично, имеющем кое-какие знания и опыт
строительства, беспокоит. Подозреваю, что подобные тенденции есть и во
всех иных областях знаний и причина этому проста – знаний нет. Вообще-то я
сейчас не об индецах Чако говорю, а о дипломированных инхэньерос – выпускниках обильно
расплодившихся в свободном демократическом Парагвае высших учебных заведений.
И это при том, что основы
строительных наук в этой стране заложены весьма основательно инженерами царской
России – белыми русскими, которые оказались на этой своей новой родине после
долгих скитаний после изгнания большевиками. Поговаривают, что вплоть до 50-х
годов прошлого века вторым официальным языком документации после испанского в
тогдашнем министерстве строительства был русский – так много там работало
русских. По крайней мере, до сегодняшнего дня в библиотеке есть учебник
сопромата знаменитого на весь мир Степана Прокофьевича Тимошенко,
преподававшего когда-то в киевском политехе.
То есть - учиться есть
чему и было у кого. Даже если парагвайцы, как и все примитивные народы, учатся «по
преданию», а не по учебникам, научным статьям и результатам научных
исследований, то не так много времени прошло, чтобы начисто отмести все «слишком
сложное» для понимания.
Сегодня, кстати, иду по
улице, а на встречу мне едет к нерегулируемому перекрестку большой какой-то
внедорожник «КИА». Тут перед ним на перекресток выскакивает сбоку еще какая-то
машинка и водитель «КИА» бьет по тормозам. «Хватает» у него только правое
переднее колесо. По крайней мере именно оно заблокировалось и затормозило до
дымящейся резины. А машинка-то совсем свежая… Вероятнее всего, парагвайские
умельцы отключили автоматику-электронику, потому что не могут с ней справиться
и привели тормоза к понятному для себя состоянию. Сплошь и рядом.
Итак – строительство. На
предлагаемой фотографии типичнейший для Парагвая случай – полное игнорирование парагвайцами
перемычек над любыми проемами: дверными, оконными и, как видим, даже над большими
несколькометровыми пролетами.
На практике, над будущим
проемом выставляется по уровню досочка, которую подпирают в нескольких местах
палочками, и на эту досочку выкладывают уж ряды кирпичной кладки. Вы помните,
что максимальная толщина здешней кирпичной кладки не более «в кирпич». Когда
кладка подсыхает, досочку с подпорками убирают и сооруженное держится на
прочности кирпичной кладки на изгиб. А какая у нее прочность на изгиб? Ну,
понятно. Но чтобы было понятно о всяких вот этих умничаниях типа «на изгиб», «на
срез», «предел прочности», «защемленная балка» и пр. нужно хоть немного
послушать и осознать таинства великие сопромата, строительной механики… Но если этого нет, то нет и боязни ваять как
надумалось, как дед-прадед шалаш семейный из пальмовых листьев ваял. Своими
глазами видел, как какой-то чудило в городке Сан Лоренсо сваял бетонные раскосы
длиной метров по 8 между колоннами каркаса, имитируя фахверковую архитектуру
средневековой Европы. Только причем тут бетон?
Так и на фотографии.
Особая пикантность не только в том, что проем метров в семь перекрыт кирпичной
кладкой без бетонной перемычки, но и в том, что на эту «кирпичную балку»
собираются нагрузить железобетонное перекрытие следующего этажа.
Конечно, все
подштукатурится, покрасится и первое время будет даже красиво. А потом? Ну, «о
потом» ни один парагваец не задумывается – вредит здоровью.
Немає коментарів:
Дописати коментар
Примітка: лише член цього блогу може опублікувати коментар.