Давным-давно, еще в
прошлом веке, в первом моем институте, на экзамене на военной кафедре, в билете
попался вопрос «Устройство батальонного туалета». Верный ответ подразумевал всю
полноту специфических военно-строительных знаний и норм: как-то количество
военнослужащих на одно очко для расчета количества очек или очков, объем
выгребной ямы, удаленность от казармы и т.п. Да, да – на все это были нормы,
разработанные знающими людьми и подтвержденные где наукой, а где практикой. Не
всегда наука идет впереди практики – не удивляйтесь: например, в веселой науке
гидравлике, имеющей в своем арсенале такие перлы, как «уравнение элементарной
струйки», нет ни одной формулы, рассчитанной математически – все эмпирическим
путем, все практика…
Вот возьмем историю
Метробуса в парагвайской столице… Это хотели проложить трассу скоростного
автобуса из пристоличного Сан-Лоренсо в центр столицы. Выделены были большие
деньги из международных фондов, тендер провели… Победила иностранная фирма,
предложившая цену поменьше. Но я, старый ворчун, уже тогда почуял неладное:
какой тендер, какое строительство, если не было ни одного проекта и даже не
решено в принципе какого рода транспорт будет – на электротяге и рельсах или на
дизельной по типу автобуса? Провели и начали… Кстати, проекта нет до сих пор.
Несколько лет ковырялись на самых беспроблемных участках, разрыли, что только
можно и … бросили. Деньги закончились, готового ничего нет, фирма закончила
свои дела и отвалила… Какого уровня знаниями в области строительства должны
обладать лица, принимающие решения, чтобы знать, что без проекта не построить даже
туалет? Я своего первого начальника в строительстве вспомнил – главного технолога
треста – он часто приговаривал: «Давайте сначала определимся как будем строить
мост – вдоль реки или поперек?» Теперь это вопрос риторический – в некомпетентную
общность, которой, в общем-то - пофиг.
Так я о нормах – не
отвлекайтесь!
Как ни ругали прошлую
советскую жизнь за «занормированность» всей жизни, но рациональное зерно в этом
было. Принимать решения, касающиеся социума, грубо говоря – не одного только
персонажа, уполномочены были люди знающие нормы (округлим – обладающие знаниями
разного уровня). Они упорядочивали жизнь тех, кто в силу недоразвитости или
тяжелых жизненных обстоятельств не обладали к зрелому возрасту суммой базовых
знаний или норм для жизни в обществе. Как с детьми, знаете ли: вы же не
объясняете ребенку закон Ома, когда рассказываете о том, что в электрическую
розетку нельзя совать пальцы или лизать. Таким организмам уровень знаний пока
под силу двоичный – можно/нельзя. И никакой демократии: не решают с детьми
голосованием идти ли в детский садик сегодня или ну его. Насилие над маленькими
личностями, но оно необходимо. Сейчас поймете куда я веду.
В силу разных причин, но
качество образования в мире сильно подупало, бремя думать переложено на
гаджеты, но параллельно с этим стала распространяться как зараза идея
извращенной демократии, когда все нужно решать большинством. Все в жизни решает
большинство. Принцип коллективной безответственности, говорили на это во
времена моей молодости. Школы и дворового уровня «университеты» стали клепать
миллионами совершенно не обладающих необходимыми для взрослой жизни и
созидательного труда знаниями специалистов с красиво оформленными аттестатами,
дипломами, титулами и прочей мишурой, призванной отвлечь от осознания качества
учебы. Я не анализирую сейчас причины снижения качества
образования и уровня знаний у взрослой части населения страны – говорю о самом
факте такого заметного снижения.
В таких условиях,
демократиям, пока они не привели народы к катастрофе, нужно бы встряхнуться и
задуматься о приведении себя к демократиям по сути, по целям существования, а
не по названию. Ведь дело в конце концов не во вседозволенности общей некомпетентности,
а всего лишь не авторитарном принятии решений для социума.
Нужно ли всеобщее среднее
образование с изучением таких серьезностей, как алгебра и геометрия, физика,
химия, история мира, иностранный язык..? Более того: не нужен «широкий охват»
населения высшим образованием! Зачем? Это – удел избранных и вот почему:
условием любого карьерного роста (хоть на пост дворника) должен стать вневедомственная
официальная сдача тестов на уровень необходимых знаний. И так – на все, включая
гражданство, депутатство и пост президента страны. Почему в депутаты (народные!)попадают
люди не знающие государственного языка, истории страны и ее конституции? – Да потому
что избиратели сами этого всего не знают! Избирательное право не должно быть
всеобщим. Что в Парагвае, что в Украине. Не нужно отлавливать в Чако племя
индейцев, чтобы тут же оформить им (все при помощи компьютерных технологий) от
мала до велика ID-карты с идентификационным кодом, дающие право голосовать. В
Парагвае, кстати, ID-карты выдают с младенческого возраста… Они так и голосуют «списком»
- отдают голоса племени без своего ведома за тех, о ком порешали «вожди» в
костюмах и галстуках, обитающие в столице. Голосуют и ставят, что в ID-карте,
что в бюллетене вместо подписи – отпечаток пальца.
В Украине по-другому? Ах,
да – вы не индейцы с перьями в волосах, но улицы даже столицы заполнены массами
тех, кому просто нельзя доверять решение никаких серьезных задач в силу
некомпетентности, инфантильности и неадекватности поведения из-за упущений в
воспитании.
Вывод. Демократии должны
научиться выстраивать фильтры на жизненном пути масс. Каждый имеет право
голосовать и получить высшее образование, но для права на национальное голосование
нужно сдать онлайн экзамены (привязать его к идентификационному коду), право на
голосование районного масштаба – другой экзамен, право на должность мастера
ЖЕКа (разделить в конце концов профессиональную деятельность на классы или
категории для которых разработать свои уровни проверки знаний) – свои вопросы,
на право стать народным депутатом – свои…
Кстати, подобные фильтры
существуют (их остатки) и поныне: вас ведь не примут в ВУЗ без аттестата о
среднем образовании. Я предлагаю другое: аттестаты, когда-то полученные, должны
периодически подтверждаться знаниями. Хочешь занимать должность – учись и
сдавай проверку.
Кому-то, и таких немало,
хватит для самовыражения в жизни знания четырех правил арифметики, таблицы
умножения, умения читать и писать. Этот уровень, естественно должен стать
базовым и его нужно давать бесплатно (и насильно!) каждому члену общества.
Можно добавить немного истории страны и основ конституции, права. Все – готовый
член демократического общества, умеющий считать деньги, за них расписываться,
читать вывески и лозунги. Без прав голосования, но с правом зарабатывать на
посильной работе.
У меня друг, закончивший
в свое советское время Одесское высшее мореходное, капитанит сейчас на одно
западное частное пароходство. Всю жизнь в морях-океанах, но даже сейчас, в
предпенсионном возрасте, должен сдавать регулярные экзамены на подтверждение
своих сертификатов. Да, уважение к его диплому и стажу есть, но это не меняет
дела: с определенной периодичностью (раз в пять лет, по-моему) отрывайся (за
свой счет) от морей и – на подтверждение сертификатов (каким подошли сроки – не
пачкой!). Несколько лекций по теме – сдача экзамена… И так по каждому. Хочешь
продолжать работу (в нашем случае – доработать до европейской пенсии) – учись и
подтверждай свою квалификацию. По-моему – очень правильный фильтр.
Так и во всем. Работал в
селе пастухом с базовым образованием и односельчане в тебе души не чают,
уговаривают стать депутатом сельсовета: нужно учиться и сдать экзамен на
уровень такого депутата…
А для каких-то уровней и
обязательная проверка здоровья, сдача анализов на алкоголь, наркотики, тестов
на умение общаться с людьми, руководить не на уровне ФБ…
Система фильтров должна
быть полностью компьтеризирована (диджитализирована – я могу не только
написать, но и выговорить ;-) ) и привязана к «личному номеру» - пусть будет –
идентификационный. В цифровом мире – это запросто.
И не решать вопросы
большинством! Решать - компетентным большинством.
Немає коментарів:
Дописати коментар
Примітка: лише член цього блогу може опублікувати коментар.