“Нынешняя жизнь сложилась так, что у среднего, нормального гражданина нет времени глазеть и на что-либо засматриваться — он всегда занят. А когда не занят, в лучшем случае читает, ходит в театр, занимается спортом, в худшем — смотрит телевизор, поучает детей, как надо жить, или пьёт. Конечно же, быть зевакой, то есть, на его взгляд, быть бездельником, у него нет времени, да и охоты, и поэтому зевак он презирает. Я же не только не презираю, но защищаю и утверждаю, что зевакой быть надо, то есть быть человеком, который, как сказал Гаршин, «не пропустит интересного зрелища». А интересное зрелище вовсе не слон, которого водят по улице (его можно увидеть и в зоопарке, и рассматривание его там почему-то не считается «зевачеством»), — интересное разбросано буквально на каждом шагу, оно у нас под ногами, пред глазами, над головой, но мы его просто не замечаем. Не замечаем потому, видите ли, что мы люди дела, люди занятые и на пустяки терять время не хотим. Поэтому мы не знаем, как выглядит фасад дома, в котором мы живём, что изображено на барельефе над правым входом в МХАТ или стенах Казанского вокзала. А ведь сделано это для вас, серьёзные, занятые люди, именно для вас, и именно для вас я, зевака, и написал эти записки.» Виктор Платонович Некрасов «Записки зеваки»

неділю, 21 квітня 2019 р.

Средняя температура больных по больнице

          Давным-давно, еще в прошлом веке, в первом моем институте, на экзамене на военной кафедре, в билете попался вопрос «Устройство батальонного туалета». Верный ответ подразумевал всю полноту специфических военно-строительных знаний и норм: как-то количество военнослужащих на одно очко для расчета количества очек или очков, объем выгребной ямы, удаленность от казармы и т.п. Да, да – на все это были нормы, разработанные знающими людьми и подтвержденные где наукой, а где практикой. Не всегда наука идет впереди практики – не удивляйтесь: например, в веселой науке гидравлике, имеющей в своем арсенале такие перлы, как «уравнение элементарной струйки», нет ни одной формулы, рассчитанной математически – все эмпирическим путем, все практика…

          Вот возьмем историю Метробуса в парагвайской столице… Это хотели проложить трассу скоростного автобуса из пристоличного Сан-Лоренсо в центр столицы. Выделены были большие деньги из международных фондов, тендер провели… Победила иностранная фирма, предложившая цену поменьше. Но я, старый ворчун, уже тогда почуял неладное: какой тендер, какое строительство, если не было ни одного проекта и даже не решено в принципе какого рода транспорт будет – на электротяге и рельсах или на дизельной по типу автобуса? Провели и начали… Кстати, проекта нет до сих пор. Несколько лет ковырялись на самых беспроблемных участках, разрыли, что только можно и … бросили. Деньги закончились, готового ничего нет, фирма закончила свои дела и отвалила… Какого уровня знаниями в области строительства должны обладать лица, принимающие решения, чтобы знать, что без проекта не построить даже туалет? Я своего первого начальника в строительстве вспомнил – главного технолога треста – он часто приговаривал: «Давайте сначала определимся как будем строить мост – вдоль реки или поперек?» Теперь это вопрос риторический – в некомпетентную общность, которой, в общем-то - пофиг.
          Так я о нормах – не отвлекайтесь!
          Как ни ругали прошлую советскую жизнь за «занормированность» всей жизни, но рациональное зерно в этом было. Принимать решения, касающиеся социума, грубо говоря – не одного только персонажа, уполномочены были люди знающие нормы (округлим – обладающие знаниями разного уровня). Они упорядочивали жизнь тех, кто в силу недоразвитости или тяжелых жизненных обстоятельств не обладали к зрелому возрасту суммой базовых знаний или норм для жизни в обществе. Как с детьми, знаете ли: вы же не объясняете ребенку закон Ома, когда рассказываете о том, что в электрическую розетку нельзя совать пальцы или лизать. Таким организмам уровень знаний пока под силу двоичный – можно/нельзя. И никакой демократии: не решают с детьми голосованием идти ли в детский садик сегодня или ну его. Насилие над маленькими личностями, но оно необходимо. Сейчас поймете куда я веду.
          В силу разных причин, но качество образования в мире сильно подупало, бремя думать переложено на гаджеты, но параллельно с этим стала распространяться как зараза идея извращенной демократии, когда все нужно решать большинством. Все в жизни решает большинство. Принцип коллективной безответственности, говорили на это во времена моей молодости. Школы и дворового уровня «университеты» стали клепать миллионами совершенно не обладающих необходимыми для взрослой жизни и созидательного труда знаниями специалистов с красиво оформленными аттестатами, дипломами, титулами и прочей мишурой, призванной отвлечь от осознания качества учебы. Я не анализирую сейчас причины снижения качества образования и уровня знаний у взрослой части населения страны – говорю о самом факте такого заметного снижения.
          В таких условиях, демократиям, пока они не привели народы к катастрофе, нужно бы встряхнуться и задуматься о приведении себя к демократиям по сути, по целям существования, а не по названию. Ведь дело в конце концов не во вседозволенности общей некомпетентности, а всего лишь не авторитарном принятии решений для социума.
          Нужно ли всеобщее среднее образование с изучением таких серьезностей, как алгебра и геометрия, физика, химия, история мира, иностранный язык..? Более того: не нужен «широкий охват» населения высшим образованием! Зачем? Это – удел избранных и вот почему: условием любого карьерного роста (хоть на пост дворника) должен стать вневедомственная официальная сдача тестов на уровень необходимых знаний. И так – на все, включая гражданство, депутатство и пост президента страны. Почему в депутаты (народные!)попадают люди не знающие государственного языка, истории страны и ее конституции? – Да потому что избиратели сами этого всего не знают! Избирательное право не должно быть всеобщим. Что в Парагвае, что в Украине. Не нужно отлавливать в Чако племя индейцев, чтобы тут же оформить им (все при помощи компьютерных технологий) от мала до велика ID-карты с идентификационным кодом, дающие право голосовать. В Парагвае, кстати, ID-карты выдают с младенческого возраста… Они так и голосуют «списком» - отдают голоса племени без своего ведома за тех, о ком порешали «вожди» в костюмах и галстуках, обитающие в столице. Голосуют и ставят, что в ID-карте, что в бюллетене вместо подписи – отпечаток пальца.
          В Украине по-другому? Ах, да – вы не индейцы с перьями в волосах, но улицы даже столицы заполнены массами тех, кому просто нельзя доверять решение никаких серьезных задач в силу некомпетентности, инфантильности и неадекватности поведения из-за упущений в воспитании.
          Вывод. Демократии должны научиться выстраивать фильтры на жизненном пути масс.              Каждый имеет право голосовать и получить высшее образование, но для права на национальное голосование нужно сдать онлайн экзамены (привязать его к идентификационному коду), право на голосование районного масштаба – другой экзамен, право на должность мастера ЖЕКа (разделить в конце концов профессиональную деятельность на классы или категории для которых разработать свои уровни проверки знаний) – свои вопросы, на право стать народным депутатом – свои…
          Кстати, подобные фильтры существуют (их остатки) и поныне: вас ведь не примут в ВУЗ без аттестата о среднем образовании. Я предлагаю другое: аттестаты, когда-то полученные, должны периодически подтверждаться знаниями. Хочешь занимать должность – учись и сдавай проверку.
          Кому-то, и таких немало, хватит для самовыражения в жизни знания четырех правил арифметики, таблицы умножения, умения читать и писать. Этот уровень, естественно должен стать базовым и его нужно давать бесплатно (и насильно!) каждому члену общества. Можно добавить немного истории страны и основ конституции, права. Все – готовый член демократического общества, умеющий считать деньги, за них расписываться, читать вывески и лозунги. Без прав голосования, но с правом зарабатывать на посильной работе.
          У меня друг, закончивший в свое советское время Одесское высшее мореходное, капитанит сейчас на одно западное частное пароходство. Всю жизнь в морях-океанах, но даже сейчас, в предпенсионном возрасте, должен сдавать регулярные экзамены на подтверждение своих сертификатов. Да, уважение к его диплому и стажу есть, но это не меняет дела: с определенной периодичностью (раз в пять лет, по-моему) отрывайся (за свой счет) от морей и – на подтверждение сертификатов (каким подошли сроки – не пачкой!). Несколько лекций по теме – сдача экзамена… И так по каждому. Хочешь продолжать работу (в нашем случае – доработать до европейской пенсии) – учись и подтверждай свою квалификацию. По-моему – очень правильный фильтр.
          Так и во всем. Работал в селе пастухом с базовым образованием и односельчане в тебе души не чают, уговаривают стать депутатом сельсовета: нужно учиться и сдать экзамен на уровень такого депутата…
          А для каких-то уровней и обязательная проверка здоровья, сдача анализов на алкоголь, наркотики, тестов на умение общаться с людьми, руководить не на уровне ФБ…
          Система фильтров должна быть полностью компьтеризирована (диджитализирована – я могу не только написать, но и выговорить ;-) ) и привязана к «личному номеру» - пусть будет – идентификационный. В цифровом мире – это запросто.
          И не решать вопросы большинством! Решать - компетентным большинством.


Немає коментарів:

Дописати коментар

Примітка: лише член цього блогу може опублікувати коментар.