“Нынешняя жизнь сложилась так, что у среднего, нормального гражданина нет времени глазеть и на что-либо засматриваться — он всегда занят. А когда не занят, в лучшем случае читает, ходит в театр, занимается спортом, в худшем — смотрит телевизор, поучает детей, как надо жить, или пьёт. Конечно же, быть зевакой, то есть, на его взгляд, быть бездельником, у него нет времени, да и охоты, и поэтому зевак он презирает. Я же не только не презираю, но защищаю и утверждаю, что зевакой быть надо, то есть быть человеком, который, как сказал Гаршин, «не пропустит интересного зрелища». А интересное зрелище вовсе не слон, которого водят по улице (его можно увидеть и в зоопарке, и рассматривание его там почему-то не считается «зевачеством»), — интересное разбросано буквально на каждом шагу, оно у нас под ногами, пред глазами, над головой, но мы его просто не замечаем. Не замечаем потому, видите ли, что мы люди дела, люди занятые и на пустяки терять время не хотим. Поэтому мы не знаем, как выглядит фасад дома, в котором мы живём, что изображено на барельефе над правым входом в МХАТ или стенах Казанского вокзала. А ведь сделано это для вас, серьёзные, занятые люди, именно для вас, и именно для вас я, зевака, и написал эти записки.» Виктор Платонович Некрасов «Записки зеваки»

суботу, 19 січня 2013 р.

Нельзя и запрещается


          Давным давно, не добрав балов в институт, устраивался я на свою первую в жизни работу. Техник-электрик кафедры «Электрических машин» огромного Киевского политеха.
          При оформлении нужно было пройти инструктаж по технике безопасности. Его проводил многоопытный и уставший от этого опыта, но мудрый, как выяснилось, дядька. Он не стал читать нудных лекций и пугать страшными примерами. Он сказал просто, но так, что я запомнил на всю жизнь.
          Самое главное, сказал он, уяснить себе разницу между понятиями «нельзя» и «запрещается».
          Поскольку я молчал и не изображал озарение истиной, он привел пример.
          Применительно к твоей работе, сказал он, брать голой рукой разогретый паяльник за жало не нельзя – можно, но – запрещается. Техникой безопасности, запрещается. Спать в рабочее время на потолке не запрещается, но – нельзя.


          Не правда ли – мудрый дядька мне попался? Такого бы учителя каждому в жизни…
          К чему я это? Да к тому, что как часто, особенно для недоразвитых в своей массе народов, каким ныне есть украинские украинцы и парагвайцы (одни – стали, а вторые – пока еще) нужно общаться системой запретов и разрешений, не вдаваясь в подробности. Просто – по «двоичной системе». «Можно-нельзя», «нельзя-запрещается»… Усвоить легко, не требуются даже навыки письменности или знания арифметики, но – прямой путь к порядку в стране.
          Не объяснять «индивидуумам» запрещение справлять нужду в общественном месте нормами морали, гигиены, культуры, для понимания которых уже требуется некоторый общеобразовательный уровень. Нет – просто запрещается. Плевать на пол, бросать под ноги сигаретные бычки и тару от пива…
          Или вот становиться «народным депутатом», не имея достаточного образовательно-культурного уровня? Запрещается. Корочки дипломов не показывайте, а пройдите-ка на анонимные, но публичные тесты вашего уровня…
          Нужно ли вообще всеобщее избирательное право? Как же, как же – демократия. Но ведь демократия – продукт высокоорганизованного общества, годами выработавшего правила не только прав, но и обязанностей и их соблюдающего в своей массе…
          Прилила Франция или там Германия себе свежую кровь выходцев из африканского континента, которые еще мыслят нормами родоплеменного общества – так зачем наделять их правом выбора образа жизни в этих странах?
          В Парагвае - огромное количество просто неграмотных и совершенно необразованных граждан. Зачем им избирательное право – подарок демократического государства? Они могут только продать свой голос за пачку йербы, а могут и вообще не знать, что голосом этим воспользовались… Дикие, потому что.
          Дайте им, подарите право на получение образования, дайте им право найти работу, право получить землю для обработки. Право, возможность для желающих, но не обязательный дар каждому. И только тем, кто начнет в своей жизни различать «можно-нельзя», «нельзя-запрещается», различать и соблюдать – давать дальше и постепенно пользоваться великими достижениями настоящей демократии.





Немає коментарів:

Дописати коментар

Примітка: лише член цього блогу може опублікувати коментар.