“Нынешняя жизнь сложилась так, что у среднего, нормального гражданина нет времени глазеть и на что-либо засматриваться — он всегда занят. А когда не занят, в лучшем случае читает, ходит в театр, занимается спортом, в худшем — смотрит телевизор, поучает детей, как надо жить, или пьёт. Конечно же, быть зевакой, то есть, на его взгляд, быть бездельником, у него нет времени, да и охоты, и поэтому зевак он презирает. Я же не только не презираю, но защищаю и утверждаю, что зевакой быть надо, то есть быть человеком, который, как сказал Гаршин, «не пропустит интересного зрелища». А интересное зрелище вовсе не слон, которого водят по улице (его можно увидеть и в зоопарке, и рассматривание его там почему-то не считается «зевачеством»), — интересное разбросано буквально на каждом шагу, оно у нас под ногами, пред глазами, над головой, но мы его просто не замечаем. Не замечаем потому, видите ли, что мы люди дела, люди занятые и на пустяки терять время не хотим. Поэтому мы не знаем, как выглядит фасад дома, в котором мы живём, что изображено на барельефе над правым входом в МХАТ или стенах Казанского вокзала. А ведь сделано это для вас, серьёзные, занятые люди, именно для вас, и именно для вас я, зевака, и написал эти записки.» Виктор Платонович Некрасов «Записки зеваки»

понеділок, 7 грудня 2015 р.

Парагвайский автобус

          Он же – колектИво, он же – бус, он же – единственный пока в стране – транспОртэ пУблико.
Давно уже собираюсь написать объективную песнь этому единственному представителю общественного транспорта в стране. «Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть…» - да какой с меня Николай Васильевич или хотя бы его пасечник (тьху, на тебя, нечистая сила – не мессия украинский, хоч и рябый!) Рудый Панько? Так, рассказываю байки по старости: их бы внукам, а я – в интернет.
          Итак – о коллективо.
          Для начала, - процитирую самого себя из блога за ранние годы. «Наиболее опасным объектом улиц Асунсьона является все же «коллективо» - автобус. Это ревущее чудо мало считается с другими участниками движения, царапин (своих и чужих) не боится и «не обращает на них внимания». Да, конечно, когда я приехал в Парагвай, то все представители славной семьи парагвайских автобусов представляли собой старинный вариант бразильской сборки Мерседесов или просто «самопал» на той же, бразильской сборки, мерседесовской ходовой от грузовиков позавчерашнего поколения.





          Прошли годы и автобусный парк практически полностью обновился. Совсем старые «шарпаки» переехали служить в пригород и провинцию, а в столице стали ездить обновленные бусы: большей частью той же бразильской сборки, но есть уже и китайцы и даже с кондиционерами. Бразильский же «новый вариант» все равно напоминает Икарус – 260 и есть, как вы понимаете, позавчерашний день.



          Проезд в автобусе почти повсеместно (Асунсьон и пригороды) стоит 2300 гуарани, что при сегодняшнем курсе доллара 5670/5820 гуарани за один доллар есть приблизительно 40 североамериканских центов. 
          Еще раз отмечу, что автобус – единственный общественный транспорт Парагвая и многие добираются на работу в столицу на двух автобусах. Два туда, два назад и получается… Не маленькие – сами умножите. И не забывайте, что Парагвай страна очень бедная. А люди платят! И я что-то не слышал, чтобы были возмущения по вопросу цены. Однако нужно отметить, что стоимость проезда – постоянна, независимо от его длины. Огромное количество маршрутов едут из пригорода, пересекают столицу полностью и заканчивают маршрут в другом пригородном городишке с противоположного края столицы. Все равно – цена на маршруте одна и она общая для всех маршрутов.
          Повышения цен, которое пытаются протолкнуть через власти, владельцы автобусных компаний – люди не хотят, но по существующим – вполне довольны. Новые маршрутные автобусы с кондиционерами, запущенные на линию в этом году, имеют стоимость проезда 3400 гуарани. Пока есть право выбора на чем ехать.



          Все эти маршрутные автобусы, несмотря на размеры, работают в столице и пригородах в режиме маршрутки. То есть, несмотря на наличие официальных и даже оборудованных остановок (не везде), водитель останавливает свой бус по желанию «клиента» как на вход, так и на выход. Если с режимом «на посадку» все более или менее ясно – махнул рукой с тротуара и автобус тебя подхватил, то с выходом в нужном месте у парагвайцев есть своя фишка. Вдоль всего салона по потолку до самых задних дверей протянута в петельках веревка – обычный бельевой шпагат. Веревочка соединена со звонком у водителя, а иногда и с лампой у него перед глазами (за ревом буса не всегда слыхать звонок). Потянул за веревочку, водитель услышал и притормозил – открыл заднюю дверь. 




          Ну, если веревочка порвалась или звонок поломался – тогда только свистеть, а если этого не умеете, то просить того рядом, кто умеет. Веревочками, несмотря на наличие в новых автобусах специальных кнопок, водители оборудуют все равно – оно надежнее и привычнее парагвайской публике.
          Теперь, плавно переходим к самой системе посадки и высадки пассажиров – порядку, так сказать. Заходить в автобус принято только через передние двери. Тут вы даете сразу водителю деньги, получаете немедленно обязательный билетик, сдачу 


и проходите через вращающийся турникет (трещотку) в салон.



          Турникет имеет внутри кроме трещотки еще и механический счетчик и вероятно, по замыслу служит для контроля над кассой водителя.
          Все заходящие, заскакивающие чуть ли не на ходу в автобус уличные торговцы напитками или снедью, простыми товарами, по соглашению водителя проходят в салон для торговли «вне» трещотки, пролезая со своими корзинами под ней.



          На выходе тоже стоит трещотка, которая подсчитывает выходящих. 




          Вход спереди, а выход – сзади. Трещотка вращается только в одну сторону и обмануть ее можно только перелезая через  ее рога сверху или под ними.
          Для школьников и студентов есть льготы, но я не знаю точно какие именно и описывать не берусь.
          Никакой парагваец не может существовать без пития терере или (когда холодно) – мате. Следовательно, рабочее место водителя автобуса оборудовано стойкой в которой закреплен термос с ледяной водой, настояной на разных толченых травках и гуампой сбоку. 



          По маршруту всегда есть общественные теререйни и очень часто видишь, как водитель притормаживает, подает в окно опустошенный термос подбежавшему теререйщику и тот «заправит» его нужным составом и подаст в окно, когда водитель будет ехать обратно…
          Микрофонов у водителей нет и никто ничего не объявляет.
          Ну, где-то так, малята – такой вот парагвайский колективо. 
          Что они исполняют на улицах это нельзя представить – нужно видеть.





Немає коментарів:

Дописати коментар

Примітка: лише член цього блогу може опублікувати коментар.