“Нынешняя жизнь сложилась так, что у среднего, нормального гражданина нет времени глазеть и на что-либо засматриваться — он всегда занят. А когда не занят, в лучшем случае читает, ходит в театр, занимается спортом, в худшем — смотрит телевизор, поучает детей, как надо жить, или пьёт. Конечно же, быть зевакой, то есть, на его взгляд, быть бездельником, у него нет времени, да и охоты, и поэтому зевак он презирает. Я же не только не презираю, но защищаю и утверждаю, что зевакой быть надо, то есть быть человеком, который, как сказал Гаршин, «не пропустит интересного зрелища». А интересное зрелище вовсе не слон, которого водят по улице (его можно увидеть и в зоопарке, и рассматривание его там почему-то не считается «зевачеством»), — интересное разбросано буквально на каждом шагу, оно у нас под ногами, пред глазами, над головой, но мы его просто не замечаем. Не замечаем потому, видите ли, что мы люди дела, люди занятые и на пустяки терять время не хотим. Поэтому мы не знаем, как выглядит фасад дома, в котором мы живём, что изображено на барельефе над правым входом в МХАТ или стенах Казанского вокзала. А ведь сделано это для вас, серьёзные, занятые люди, именно для вас, и именно для вас я, зевака, и написал эти записки.» Виктор Платонович Некрасов «Записки зеваки»

четвер, 3 березня 2011 р.

СФЕРА ОБСЛУЖИВАНИЯ

          Я писал уже, что парагвайцы – люди приветливые и доброжелательные.  Куда бы вы не пришли, к кому бы не обратились, вы первым делом после приветствия услышите вопрос о том, как вы поживаете или как идут ваши дела.  Это уже своеобразная формула.  У русских есть такая шутка, что нудным считается тот человек, который на вопрос «Как дела?» начинает рассказывать как его дела.  Здесь – по другому.  Здесь проявляют искренний интерес и рады выслушать рассказик о семье, о делах и пр. Говорят даже, что парагвайцы всегда опаздывают только потому, что имеют много друзей и по дороге встретят нескольких, у которых были интересные рассказы о своей жизни.
          Кассир на кассе в супермеркадо, несмотря на то,  что вы у нее сегодня тысячепервый, приветливо улыбнется и поинтересуется о делах.  При этом вас никто не будет подгонять, какая бы очередь не выстроилась к этой кассе, да и кассир видит только вас, пока вас обслуживает.
Везде употребляются кредитные и дебетовые банковские карточки: ими можно расплачиваться как в магазинах самого разного уровня, так и на заправках, в кафе и т.п.  Парагвайские банкоматы прекрасно «понимают» карточки банков СНГ и проблем с этим нет.
В стране есть ограничение на снятие наличной валюты в сутки – около 1000 долларов и тут уж не поможет даже то, что уезжая, вы договорились со своим банком о снятии лимитов.
В обслуживание входит и бесплатная (по городу) доставка купленного товара.  Причем, если вы купили, например, кирпич для строительства, то парагвайцы нагрузят вручную грузовик по кирпичику и разгрузят его у вас точно также, аккуратно сложив, где скажете.  В стране подавляющее количество ручного труда и здесь не знают еще погрузки кирпича на поддонах погрузчиком или краном.
Чтобы у читателя не создалось впечатление о том, что я идеализирую парагвайскую сферу обслуживания, я расскажу несколько примеров, которые объясняют, по-моему, основное отличие здешнего обслуживания от СНГовского.  Здесь во главу угла поставлены удобства для человека, который платит деньги, для покупателя.
Коммунальные платежи по присланным квитанциям, вы можете сделать, кроме банков и других финансовых учреждений, в кассах супермаркетов без взимания каких-то дополнительных сборов.
А квитанции за электроэнергию можно оплатить и в офисе энергопродающей государственной компании не только в обычной кассе, но и не выходя из своего автомобиля, в специальном окошке, как в Макдональдсе – в Макдрайве.
Во многих магазинах, фирмах, предприятиях обслуживающих людей и т.п. принято не выстраиваться в очередь. На стенке или стойке закреплена в специальном футляре лента с отрывными номерками. Заходя, вы отрываете себе номерок и дальше можете рассредоточится где захотите: о вашей очереди уведомит или табло, или назовут ваш номер. Представляете, - вы избавлены от необходимости отстаивать свою очередность локтями («Вас тут не стояло!») и необходимости дышать в затылок ранее пришедшему?! Споры исключены.
Если у вас какой-то допоздна работающий бизнес или просто вам вечером, после закрытия банка, нужно положить на свой счет наличные, чтобы утром расплатиться безналом уже со счета или вы просто не хотите ночь держать дома крупную сумму, - вы можете подъехать к своему банку (большинство из банков имеет эту услугу) и положить деньги в пакете с указанием суммы и номера счета, в специальный ящик на улице, который соединен трубой с хранилищем.  Деньги будут у вас на счету утром.
Покупая мясо, вы можете попросить разрезать выбранный кусок, как вам хочется или попросить превратить его в фарш, что будет выполнено на ваших глазах.
Праздничная упаковка товаров в красочную бумагу с бантиками и ленточками , выполняется в супермеркадо по вашей просьбе бесплатно.
Точно так же,  если вы покупаете в кондитерской торт для подарка, вам превратят его совершенно бесплатно в какой-то великолепный сверток с бантиками, лентами, кружевной бумагой.
На заправочной станции есть стойка с велосипедами.  Если вы отдали свой автомобиль на мойку при этой заправке или пожелали сменить в машине масло, на СТО при заправке, а вам срочно нужно куда-то – вы можете брать велосипед и ехать, пока ваша машина обслуживается.
При получении внутреннего паспорта – седулы, после принятия от вас документов, полицейский при помощи ноутбука с встроенной фотокамерой, двух маленьких сканнеров и принтера заполняет вашу анкету в электронном виде, фотографирует вас, снимает сканнером отпечатки пальцев, другим сканнером фиксирует вашу подпись электронным карандашом…  В течении 15 минут готова печатная форма со всеми вашими данными, фотографией, отпечатками пальцев и подписью: через 2-4 недели пожалуйте за пластиковой седулой.
Неправда ли, уважаемый читатель, все это не совсем похоже на отсталую страну и вызывает вопросы к любимой родине, где все - для блага человека, все – во имя человека?
Я не убеждаю кого-либо, что парагвайская сфера обслуживания есть лучшая или неповторимая, но почему мы, бывшие граждане СНГ, так привыкли, что нас всегда облают за наши же деньги?
В супермеркадо (супермаркете) решили начать торговать тканями.  Поскольку весь принцип работы  супермеркадо построен на торговле фасованным или развесным товаром и все весы и кассы объединены в единую электронную систему, то учет производится в штуках или в килограммах.  Поэтому, сообразительные парагвайцы стали продавать ткани на вес (!), написав ценники стоимости за килограмм. А рядом – табличка перевода: сколько метров этой ткани идет на килограмм. Продавец взвешивает вам отмеренное, получаете наклеечку на пакет и – к кассе.  Всем удобно!
В Асунсьоне не принято вечерами, прогуливаясь, ходить по улицам. Это очень удивляло моих взрослых детей, приезжавших в отпуск из Киева и жаждущих познать побольше. Они даже подумали, что я по-родительски перестраховываюсь, отговаривая. Пришлось-таки пойти с ними и они убедились, насколько безлюдны улицы, а мы только привлекаем внимание патрульных полицейских машин.
        Хотите тусоваться – берите машину и едьте в тусовочные места – средоточие вечерней и ночной жизни. Таких в городе много. Там вы ставите машину на охраняемую, но бесплатную парковку и тусуйтесь себе хоть до часу ночи ( до утра – до последнего посетителя – рестораны не работают), переходя на выбор в рестораны, кафешки, кинотеатры, казино, бутики.
        Только потом я сообразил, что таким образом, через транспорт, вводятся определенные социальные границы. Общественный транспорт – коллективо, работает до 20.30. Начинает, правда, в 3.30! Но вечером, если у вас нет машины, - сидите в своем патио или на стульях на тротуаре возле дома, что очень любят парагвайцы попроще, и пейте с друзьями-соседями терэрэ или пиво (реже). За пивом сходить недалеко, поскольку повсюду, в радиусе 200 метров есть маленькие тьендочки (магазинчики) для местных с нехитрым набором продуктов, работающие допоздна.
        Нет машины – тусовки в мире ярких ночных огней и сверкающих стекол витрин – не для вас.
Еще такой вот штрих. Я уже писал, что на Авениде Гидо Боджиани есть пункт приема платежей за электроэнергию государственной энергоснабжающей компании ANDE. Пункт привлек мое внимание тем, что имеет два окна (две "будки") которые принимают плату от автомобилистов (по принципу МакДрайва или платных автострад). Для тех, кто хочет платить, не вылезая из авто - очень удобно. Сейчас, такой же способ приема платежей организовал и муниципалитет Асунсьона у себя на территории.
        Но сегодня - о другом. В том же пункте ANDE, позаботились и о "пеших" плательщиках или тех, кто считает возможным оставить салон машины для платежа. Для них тут же существует два окна, к которым всегда очередь из 5 - 15 человек. Дело в том, что при плате в этом "фирменном" пункте клиент избавлен от платы "за услуги по приему платы", т.е. дешевле, чем где-либо, и поэтому многие стараются платить здесь. Поскольку пункт платежей находится прямо на улице, то для очередников сделали большую площадку накрытую навесом (от дождя и солнца) на которой поставили скамейки для отдыха, установили фонтанчик с питьевой водой и развесили под крышей навеса вентиляторы, создающие ветерок! На улице! Для очереди!
Неправда-ли мало похоже на СНГ? Можете себе представить зимнюю очередь в какое-нибудь госучреждение, обогреваемую уличными инфракрасными или газовыми обогревателями?
Если вкратце подытожить, то: в Парагвае принято не спешить везде - это раз; в Парагвае принято уделять внимание любому и всякому клиенту до полного удовлетворения его законного интереса, поскольку в этом сфера обслуживания видит уважение к клиенту - это два; в Парагвае не принято подгонять кого-то, кто не соответствует ритму жизни, выбранного вами для себя (хоть в магазине, хоть на дороге) - это три.
        Вот это, собственно, я и пытался донести до интересующихся Парагваем и отмечаю, что эти примеры отличаются от воспитания СССР, где большинство бесприкословно решало, что делать правильно, а что нет, где большинство (очередь) считало правильным определять сколько нужно индивидууму (время и количество) для обслуживания. Помните знаменитое: "Больше двух курей в одни руки не выбивать!"?
        Не могу не рассказать здесь о недавнем рассказе моего друга-земляка, лет 16 живущего в Парагвае и недавно посетившего Украину. Он, уже отвыкший от реалий сферы обслуживания «нэньки», просто офигел (он-то сказал слово посолонее!) когда у него на кассе в супермаркете "Сельпо" в Киеве спросили во сколько пакетов он собирается паковать накупленное, поскольку нужно "выбить" чек и на пакеты. После Парагвая, где даже в самом захудалом сельском супере пакеты бесплатно (напомню, что Парагвай, в отличие от Украины, не имеет своей химпромышленности и все пакеты - импортные или из импортного сырья) такое внимание просто бьет под дых.






Немає коментарів:

Дописати коментар

Примітка: лише член цього блогу може опублікувати коментар.